В колосской ереси присутствовал элемент астрологии. В Кол. 2:8 Павел предостерегает колоссян, чтобы никто не увлек их по стихиям мира: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».
В Кол. 2:20 Павел говорит, что если колоссяне со Христом, то они умерли для стихий мира: «...вы со Христом умерли для стихий мира...». Таким образом, колосская философия была связана со стихиями мира (греч.: «стихия ту коему»). Греч. «стихия» означает не только «азбука», но и «элементарные духи мира» – в частности, духи звезд и планет.
Древние полагали, что все находится в железных руках судьбы, зависящей от звезд; и астрология заявляла, что может дать людям секретные знания, которые освободят их от порабощения этим элементарным духам. Колосские лжеучители проповедовали, что одного Христа не достаточно для спасения людей от влияния элементарных космических духов.
Существовала лишь одна возможность убежать от судьбы – знать гороскопы, пароли и формулы, которые могли бы избавить от фатального влияния звезд. Большую часть учения колосских гностиков как раз и составляло тайное знание (апокрифос), позволявшее избавиться от власти звезд. Именно это знание предлагали колосские лжеучители; по их учению, Христос якобы не освобождал из-под влияния звезд.
|
|
В ответ на это Павел заявляет, что во Христе «…сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Павел употребляет при этом глагол «апокрипто» – «скрывать». Уже одно употребление этого слова – удар по лжеучителям. «Апокрифос» – это «спрятанный от взгляда», «утаенный», а потому секретный. В представлении лжеучителей для спасения необходима масса тайных знаний. Эти знания они излагали в своих книгах, которые называли «апокрифы». Эти книги были недоступны для понимания простых смертных. Павел заявляет: спасительное знание скрыто не в хитроумных философских и религиозных системах, а во Христе, и потому оно открыто и доступно для всех.
Противопоставление замкнутого гносиса общедоступной христианской вере вело к появлению в Колоссах духовной аристократии, возникновению духовного снобизма избранных. Поэтому в Кол. Павел ставит задачу вразумления всякого человека, научая его всякой премудрости, чтобы представить каждого совершенным во Христе. «Мы проповедуем (Христа), вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Цель Апостола – сделать каждого совершенным во всякой премудрости.
Павел не отвергает существования элементарных стихий мира, но убеждает колоссян, что не нужен никто, кроме Христа, чтобы преодолеть все силы вселенной, ибо в Нем – вся полнота Божия и Он – глава всякого начала и власти, потому что Он создал их. Безумно одновременно верить в силу Христа и признавать влияние звезд.
|
|
Не космические силы, а Христос составляет с колоссянами, как и со всеми людьми, «одно тело» (Еф. 3:6). В греч. «синсомос» – Христос сотелесен нам (слав.: «сотелесник»). Христос превращает людей в храм целокупного Божества, т.к. в Нем вся Божественная полнота была, есть и будет. Аналогично тому, как прежде всех век «...благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1:19), и поныне «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
Ап. Павел особенно подчеркивает роль Христа в творении. Христос создал все (Кол. 1:16-17): «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
Одновременно Павел доказывает, что Христос – истинный человек. В теле плоти совершил Христос Свой искупительный подвиг. Люди примирились с Богом «в теле Плоти Его (Христа), смертью Его...» (Кол. 1:22).