double arrow

Астрологический элемент (астрология (Кол.2:8))


В колосской ереси присутствовал элемент астрологии. В Кол. 2:8 Павел предостерегает колоссян, чтобы никто не ув­лек их по стихиям мира: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

В Кол. 2:20 Павел говорит, что если колоссяне со Христом, то они умерли для стихий мира: «...вы со Христом умерли для стихий мира...». Таким обра­зом, колосская философия была связана со стихия­ми мира (греч.: «стихия ту коему»). Греч. «стихия» означает не только «азбука», но и «элементарные духи мира» – в частности, духи звезд и планет.

Древние полагали, что все находится в желез­ных руках судьбы, зависящей от звезд; и астроло­гия заявляла, что может дать людям секретные зна­ния, которые освободят их от порабощения этим элементарным духам. Колосские лжеучители про­поведовали, что одного Христа не достаточно для спасения людей от влияния элементарных косми­ческих духов.

Существовала лишь одна возможность убежать от судьбы – знать гороскопы, пароли и формулы, которые могли бы избавить от фатального влияния звезд. Большую часть учения колосских гностиков как раз и со­ставляло тайное знание (апокрифос), позволяв­шее избавиться от власти звезд. Именно это зна­ние предлагали колосские лжеучители; по их учению, Христос якобы не освобождал из-под влия­ния звезд.

В ответ на это Павел заявляет, что во Христе «…сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Павел употребляет при этом глагол «апокрипто» – «скрывать». Уже одно употребление это­го слова – удар по лжеучителям. «Апокрифос» – это «спрятанный от взгляда», «утаенный», а потому се­кретный. В представлении лжеучителей для спасе­ния необходима масса тайных знаний. Эти знания они излагали в своих книгах, которые называли «апокрифы». Эти книги были недоступны для пони­мания простых смертных. Павел заявляет: спаси­тельное знание скрыто не в хитроумных философ­ских и религиозных системах, а во Христе, и потому оно открыто и доступно для всех.

Противопоставление замкнутого гносиса общедо­ступной христианской вере вело к появлению в Колос­сах духовной аристократии, возникновению духовно­го снобизма избранных. Поэтому в Кол. Павел ставит задачу вразумления всякого человека, научая его вся­кой премудрости, чтобы представить каждого совер­шенным во Христе. «Мы проповедуем (Христа), вра­зумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Цель Апостола – сделать каждого совершенным во всякой премудрости.

Павел не отвергает существования элементар­ных стихий мира, но убеждает колоссян, что не ну­жен никто, кроме Христа, чтобы преодолеть все си­лы вселенной, ибо в Нем – вся полнота Божия и Он – глава всякого начала и власти, потому что Он создал их. Безумно одновременно верить в силу Христа и признавать влияние звезд.

Не космические силы, а Христос составляет с колоссянами, как и со всеми людьми, «одно тело» (Еф. 3:6). В греч. «синсомос» – Христос сотелесен нам (слав.: «сотелесник»). Христос превращает лю­дей в храм целокупного Божества, т.к. в Нем вся Бо­жественная полнота была, есть и будет. Аналогично тому, как прежде всех век «...благоугодно было От­цу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1:19), и поныне «в Нем обитает вся полнота Божества те­лесно» (Кол. 2:9).

Ап. Павел особенно подчеркивает роль Христа в творении. Христос создал все (Кол. 1:16-17): «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, види­мое и невидимое: престолы ли, господства ли, на­чальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».

Одновременно Павел доказывает, что Христос – истинный человек. В теле плоти совершил Хрис­тос Свой искупительный подвиг. Люди примири­лись с Богом «в теле Плоти Его (Христа), смертью Его...» (Кол. 1:22).


Сейчас читают про: