Среди лжеучителей было немало антитактов, проповедовавших вседозволенность. Они пытались насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение...» (Кол. 3:5).
Таким образом, колосские лжеучители предлагали 5 дополнений к христианству.
1. Гностическая философия. Кол. 2:8 – «Смотрите, братия, – предупреждает Апостол, – чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Если евангельская истина объявляется недостаточной, ущербной, ее стремятся дополнить искусной псевдофилософской системой, доступной лишь посвященным.
2. Астрология. «Стихии мира» – элементарные духи вселенной, духи звезд и планет. Если люди находятся под их влиянием, то для освобождения от этого влияния требуется особое знание, выходящее за пределы евангельского благовестил.
3. Исполнение обрядового закона, обрезание. Павел не устает повторять: «...вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).
|
|
4. Законнические и аскетические правила и нормы. Кол. 2:16 – «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Ибо «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол, 2:23).
5. Замещающее Бога поклонение Ангелам. Кол. 2:18 – «Никто да не обольщает вас самовольным симренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Лжеучители проповедовали, что Христос был лишь одним из многочисленных посредников между Богом и человеком и что поклоняться надо всем посредникам. Бог якобы не был Творцом мира. Бог, как Дух, абсолютно благ, а материя по сути своей порочна. Бог не мог творить из порочной материи, поэтому материя извечна, а вселенная не была сотворена из ничего. Если вселенная создана (или устроена) из порочной материи, то только не Богом, а посредником между Ним и материей.
Бог изливал серию эонов (или излучений), эманации, каждая из которых удалялась все дальше от Него до тех пор, пока не появилась эманация, которая была настолько удалена от Бога, что могла соприкасаться с материей, и эта эманация занималась устройством мира. Так как каждая последующая эманация находилась все дальше и дальше от Бога, она все меньше знала о Нем. По мере увеличения числа эманации незнание перерастало во враждебность и, таким образом, самая удаленная от Бога эманация совершенно ничего не знала о Нем и становилась враждебной Ему.
|
|
Нередко эта последняя эманация отождествлялась с ветхозаветным Яхве. Отсюда в представлении лжеучителей Творцом мира был не Бог, а кто-то враждебный Ему, и наш мир – не Божий мир, а мир враждебной Ему силы. Вот почему Павел настаивает на том, что Бог сотворил мир и что Творцом была не какая-то враждебная Богу эманация, а Иисус Христос, Сын Божий. Кол. 1:16 – «ибо Им (Христом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано».
Лжеучители утверждали, что Христос был одной из эманации (эонов). Даже если Он и высоко стоит среди этих эманации, даже если Он стоит выше всех, Он лишь один из многих посредников. Поскольку между Богом и человеком находится бесконечный ряд эманации, постольку человек может слиться с верховным божеством, лишь с трудом взбираясь по бесконечной лестнице посредников; на этом пути он не только достигает уровня Христа, но и превосходит Его. Однако для этого необходимы особые таинственные знания, открытые не для всех; высших сфер духа достигают лишь немногие избранные.
Павел отвечает на это лжеучение, заявляя, что во Христе обитает вся Божественная полнота. Кол. 1:19 – «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (во Христе) обитала всякая полнота». Кол. 2:9 – во Христе «обитает вся полнота Божества телесно».
Полнота (греч.: «плирома») здесь тождественна Божественному существу («усия»). Таким образом, цель Ап. Павла – доказать, что во Христе обитает все Божественное существо.