Вседозволенность (3:5)

Среди лжеучителей было немало антитактов, проповедо­вавших вседозволенность. Они пытались насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостя­жание, которое есть идолослужение...» (Кол. 3:5).

Таким образом, колосские лжеучители предлага­ли 5 дополнений к христианству.

1. Гностическая философия. Кол. 2:8 – «Смот­рите, братия, – предупреждает Апостол, – чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Если евангельская истина объявляется недостаточной, ущербной, ее стремятся дополнить искусной псевдофилософской системой, доступной лишь посвященным.

2. Астрология. «Стихии мира» – элементарные духи вселенной, духи звезд и планет. Если люди на­ходятся под их влиянием, то для освобождения от этого влияния требуется особое знание, выходящее за пределы евангельского благовестил.

3. Исполнение обрядового закона, обрезание. Павел не устает повторять: «...вы обрезаны обреза­нием нерукотворенным, совлечением греховного те­ла плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

4. Законнические и аскетические правила и нормы. Кол. 2:16 – «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь празд­ник, или новомесячие, или субботу». Ибо «это име­ет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором не­брежении о насыщении плоти» (Кол, 2:23).

5. Замещающее Бога поклонение Ангелам. Кол. 2:18 – «Никто да не обольщает вас самоволь­ным симренномудрием и служением Ангелов, втор­гаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Лжеучители проповедовали, что Христос был лишь одним из многочисленных посредников между Богом и человеком и что покло­няться надо всем посредникам. Бог якобы не был Творцом мира. Бог, как Дух, абсолютно благ, а мате­рия по сути своей порочна. Бог не мог творить из по­рочной материи, поэтому материя извечна, а вселен­ная не была сотворена из ничего. Если вселенная со­здана (или устроена) из порочной материи, то только не Богом, а посредником между Ним и материей.

Бог изливал серию эонов (или излучений), эма­нации, каждая из которых удалялась все дальше от Него до тех пор, пока не появилась эманация, кото­рая была настолько удалена от Бога, что могла со­прикасаться с материей, и эта эманация занималась устройством мира. Так как каждая последующая эманация находилась все дальше и дальше от Бога, она все меньше знала о Нем. По мере увеличения числа эманации незнание перерастало во враждеб­ность и, таким образом, самая удаленная от Бога эманация совершенно ничего не знала о Нем и ста­новилась враждебной Ему.

Нередко эта последняя эманация отождествля­лась с ветхозаветным Яхве. Отсюда в представлении лжеучителей Творцом мира был не Бог, а кто-то враждебный Ему, и наш мир – не Божий мир, а мир враждебной Ему силы. Вот почему Павел настаивает на том, что Бог сотворил мир и что Творцом была не какая-то враждебная Богу эманация, а Иисус Хрис­тос, Сын Божий. Кол. 1:16 – «ибо Им (Христом) со­здано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальст­ва ли, власти ли, – все Им и для Него создано».

Лжеучители утверждали, что Христос был одной из эманации (эонов). Даже если Он и высоко стоит среди этих эманации, даже если Он стоит выше всех, Он лишь один из многих посредников. По­скольку между Богом и человеком находится беско­нечный ряд эманации, постольку человек может слиться с верховным божеством, лишь с трудом взбираясь по бесконечной лестнице посредников; на этом пути он не только достигает уровня Христа, но и превосходит Его. Однако для этого необходимы особые таинственные знания, открытые не для всех; высших сфер духа достигают лишь немногие из­бранные.

Павел отвечает на это лжеучение, заявляя, что во Христе обитает вся Божественная полнота. Кол. 1:19 – «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (во Христе) обитала всякая полнота». Кол. 2:9 – во Христе «обитает вся полнота Божества телесно».

Полнота (греч.: «плирома») здесь тождественна Божественному существу («усия»). Таким образом, цель Ап. Павла – доказать, что во Христе обитает все Божественное существо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: