Б) Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого (1,16)

Все тварное бытие – мир физический и мир духовный – от Христа получило бытие: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» (1,16).

Таким образом, Христос не только выше всех чинов ангельских, но они сами от Него и ради Него получили бытие, ради полноты славы Его. «Престолы, господства, начала, власти» это четыре чина небесных духов, названия которых приспособлены к земным понятиям и служения которых образно отражены в этих названиях. Исчисление чинов ангельских по Апостолу такое же, как и позднее подробно было раскрыто у св. Дионисия Ареопагита: 1) престолы, херувимы и серафимы; 2) власти, господства, силы; 3) архангелы, ангелы и начала.

Сам же Иисус Христос – «рожденный прежде всякой твари» (1,15б), но не в том смысле, что Он рожден первый из тварей по времени, а в том, что Он рожден вне порядка рождения тварного, значит, и Сам не тварной природы, значит, Он рожден от Бога. Поэтому Он и единодушен с Отцом, от Которого Его отличает только личное свойство – вечная рождаемость.

[**] «Рожденный прежде всякой твари» (1, 15б)

(а). Сын не является тварью Бога Отца. Перворожденный имеет одну сущность с теми, относительно кого он так называется в данном случае с Богом.

(б). Первенец употребляется Писании не в противоположность последующим детям, а безотносительно, и значит Перворожден. Так от Богородицы Он родился первенцем по плоти, хотя и совсем не имел братьев за собой.

(в). Он был рожден прежде всякой твари, а, значит, и перед сотворением и ангелов и земли и человека. Далее апостол говорит, что Им все создано. Это прямое указание на божественное достоинство.

В) Иисус Христос – Промыслитель мира (1,17)

«И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (1,17). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя – промышление о сотворенном Им мире, т.е. мир не сам собою стоит, не в себе самом имеет начало самодвижения, к не представлен сам себе, но «Им стоит», «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. II, 36).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: