Учение о браке и девстве (1 Кор. 6:12-7; 11:2-16; Еф. 5:22-33; 1 Петр 3:1-7, Кол. 3:18-19; 1 Тим. 2:8-15)

Учение о браке в 1Кор.7 внутренне связано с темой о телесной чистоте. В начале Павел подходит к браку чисто утилитарно – это средство против блуда. В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, Апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего. Во всех этих случаях брак есть средство к достижению некоей высшей цели: всецелое служение Богу. Но состоянию безбрачному: девству или вдовству, апостол отдает предпочтение перед состоянием брачным. Он ставит в пример самого себя и думает, что и он имеет Духа Божия. Однако, высказываясь в пользу девства, Павел делает оговорку: девство не предписано Господом. Павел проводит различие между тем советом, который предлагает он, Павел, и повелением Господним. Очевидно, чисто-утилитарное оправдание брака не выражало мысли ап. Павла во всей ее глубине, он далек от уничижения брака. Мало того, из отдельных его замечаний вытекает, что он понимает брак, как теснейшее единение супругов (7:3,4). При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним, и исключает самую возможность второго брака разведенной (7:10-11). Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке, как отображении союза Христа и Церкви, учению, которое несколько лет спустя будет дано ап. Павлом в послании к Ефесянам (гл. 5). Основная мысль ап. Павла во всяком случае ясна: в союзе брачном или в безбрачии, человек имеет одно призвание.

В Еф.5,22-23 ап. Павел излагает учение о высоте христианского брака. Апостол указывает на Божественное установление брака: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 2,24). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело. Он представляет супружеский союз как образ таинственного союза Господа Иисуса Христа с Церковью. Эти стихи составляют содержание апостольского чтения при совершении таинства брака.

Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь (5,22-28).

Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: «Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (5,32). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т.е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, «едина плоть», прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви.

1Пет.3:1-7, касается отношений между супругами. В этой части 1Пет. согласно с Еф., где ап. Павел имел в виду союз христианских супругов и, толкуя его, как отображение союза Христа, и Церкви, повелевал жене повиноваться мужу: так повиноваться, как Христу повинуется Церковь (Ефес. 5:22-24). В 1 Петр.3:1-7 этот долг повиновения распространяется и на жену-христианку в отношении мужа-язычника. Распоряжение ап. Петра вызвано соображениями Церковной икономии: возможность обращения женою-христианкою мужа-язычника.

Кол. 3:18-19 «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы».

1 Тим. 2:8-15 содержит предписания относительно женщин. Он оправдывает подчиненное положение женщины (2:11-12), как порядком творения 2:13), так и порядком грехопадения (2:14): первым сотворен Адам, и первою согрешила Ева. Спасение женщины (2:15) через «деторождение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: