Смысл страданий (Фил; Евр; Иак; 1 Петр)

В Фил. апостол излагает учение о кенозисе или уничижении Христа. Ап. Павел ставит смирение Христово в пример своим читателям. Он не говорит о последствиях смирения. Но недосказанное подразумевается: следующие за Христом путем Его смирения должны вместе с Ним войти в славу. Кенозис связан со страданием, и тот кто идет путем Христа, как и Павел должен идти этим путем: чрез смирение в славу.

В Евр. говорится, что Христос Своею жертвой открыл нам доступ в Небесную скинию. В нравственных наставлениях, утешая своих читателей в страданиях, которые выпадают на их долю, составители послания говорят о наказании, выражающем отеческую любовь (12:4-11). Наказание доставляет мирный плод праведности, через него происходит «участие в святости Его» (12:10).

Иаков призывает читателей радоваться выпадающим на их долю искушениям. Искушение понимается, как испытание веры, которое приводит к терпению. На искушениях Иаков сосредотачивает внимание в 1:9-18. Он связывает их с страданием от социальной неправды. Искушение исходит не от Бога. В начале искушения лежит обольщение похоти, которая ведет к греху и к смерти. Но искушение ставит нас перед выбором, и тем самым получает значение спасительного испытания. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. Кроме этого, апостол увещевает молиться в искушениях: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак. 5:13). Главное содержание молитв – прошение мудрости Иак. 1:5, то есть того, что служит основанием практического поведения христианина и недостаток которой является причиной нравственного несовершенства. Таким образом, страдания в послании ап. Иакова имеют, с одной стороны, смысл испытания веры, выявления ее несовершенства, а с другой стороны, являются внешними условиями, способствующими преодолению этого несовершенства.

У апостола Петра Первое Послание есть утешение в страдании. Внимательное чтение Послания не оставляет сомнения в том, что страдания читателей связаны с гонением на Церковь. Вслед за Иаковом (ср. Иак. 1:2-3) и употребляя его же выражения, Петр понимает страдания нынешнего времени, как искушения, ведущие к испытанию веры. Смысл испытаний обнаружится в эсхатологии (1Петр.1:7, ср. ст.5). В продолжении послания ап. Петр призывает своих читателей к терпению в страдании, ибо это «угодно воле Божией» (1Пет.3:17, ср. 1Пет.2:19; 4:19). Ссылка на то, что Спаситель оставил нам пример 1Пет.2:21 и на Страсти Христовы 1Пет.3:18-22, возможно придает страданиям смысл сопогребения со Христом, истлевания «ветхого человека» (Кол. 3:9): «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет. 4:1). И вместе с этим страдание за правду – есть блаженство (1Пет. 3:14). В 1Пет.4:12 и сл. ап. Петр призывает своих читателей радоваться гонению, как участию в Страстях Христовых, связанному с действованием Св. Духа (ст. 14) и открывающему нам участие и в славе Христовой (ст. 13). Ап. Петр обнадеживает своих читателей кратковременностью земного страдания (1Пет. 1:6; 5:10) и обетованием Божией помощи (1Пет. 5:7), но предостерегает от справедливого и заслуженного страдания: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1 Пет. 4:15, ср. 2:20). Смысл страданий в 1Пет., в отличие от Иак. имеет, помимо нравственно-практической, христологическую и эсхатологическую нагруженность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: