Эсхатологические ожидания по апостольским посланиям. Антихрист

Выводы о наличии эсхатологических ожиданий можно сделать уже по ранним посланиям ап. Павла. В 1Фес.4:13-5:3 он разрешает эсхатологические недоумения по поводу умерших до парусии и отвечает на актуальный для фессалоникийцев вопрос о ее временах и сроках. Учение 2Фес. также сосредоточено на эсхатологии. Ее главный смысл по контексту – грядущее утешение и воздаяние гонимым и страждущим. Во 2-й главе Ап. Павел говорит о признаках парусии. По учению 1Фес., пришествие Господне будет неожиданным, но утаенность дня и часа не исключает возможности судить о их приближении по общим признакам. Об этих-то общих признаках и говорит ап. Павел в 2 Фес. О признаках парусии ап. Павел говорит в 2Фес., в ответ на распространяющуюся в Фессалониках молву, будто день Господень уже настал. То есть он отстаивал представление реальности, а не спиритуалистичности эсхатологии. Признаком приближения парусии ап. Павел считает появление человека беззакония и его богопротивную деятельность. Здесь же он говорит и о том, что «тайна беззакония уже в действии» (2Фес.2:7).

В учении о браке 1Кор.7 так же улавливается в его словах напряженность эсхатологического ожидания: «преходит образ мира сего» (ст. 31). Помимо этого Учение о воскресении в 1Кор.15 принадлежит к тем частям Нового Завета, которые свидетельствуют о напряженности эсхатологического ожидания в первом христианском поколении. «Маран-афа» (1Кор.16:22) значит «Господь пришел», или «Господь грядет» свидетельствует лишний раз об эсхатологической устремленности Апостольского Века.

Упоминание «Дня Христова» (Фил.1:10; 2:16), «явления Господа» (1Тим.6:14) открывает напряженность эсхатологического ожидания ап. Павла и на закате его дней. Даже когда ап. Павел говорит о близости своего отшествия (2Тим.4:6-8) мысль его остается устремленной к эсхатологическому свершению – он ожидает венца в «день оный». Догматическая часть Ефес.1:15-3:21 посвящена тому, чтобы утвердить своих читателей в эсхатологических чаяниях. Не исключена возможность, что наступление «дня злого» (Ефес.6:13) Павел ожидает в последние времена. Об ожидании «явления славы великого Бога и Спасителя» говорится в Тит.2:13.

Ряд выражений Евр. (1:13; 10:13, 25, 36-37; 12:26, 29) создают впечатление, что составители Евр. ожидают в ближайшем будущем пришествия Христова во славе. В Иак.5:1, 3 звучат эсхатологические ноты, налагающие на Иак. ту же печать предгрозовой эпохи. Особенно ярко эсхатологические ожидания даны в 1Пет.4:5, 7, 17; 2Пет.3:12-14. Однако в 2Пет. перспективы будущего пересекаются в его сознании эсхатологическими ожиданиями. Иуд. 24-25 имеет ясно выраженное эсхатологическое ударение.

Открыто ожидания проступают и в 1Ин.2:17-19: Присутствие антихристов, хотя бы и не одного, а многих, говорит о близости последних сроков. В эпилоге Апк.(22:6-21) слышится напряженность эсхатологического ожидания ничуть не меньшая, чем в начале апостольского века и накануне Иудейской войны.

Как термин «антихрист» встречается только в Иоанновских посланиях (1Ин.2:18, 22, 4:3, 2 Ин. 7). У него он обозначает не только конкретную личность, но и современников апостола, имеющих дух антихриста. Но то же самое или некое аналогичное лицо имеется виду в различных апокалиптических текстах. В посланиях апостольских это «человек греха, сын погибели» (2 Фес.2:3-12), завершитель «тайны беззакония».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: