double arrow

Понятие науки и специфика научного познания


Что такое наука? Наука многолика. Она выступает в разных качествах. Научное знание не есть наука, точно так же, как человек знающий, образованный не есть ещё учёный. Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была ещё опытной, экспериментальной, а являлась чисто умозрительной и когда её задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании. Наука без эксперимента — это все равно, что искусство без творчества, симфония без исполнения. Наука — это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Её взаимоотношение с материальным производством и общественной практикой выступают как отношение одной формы общественного производства с другой. Таким образом, наука — это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Процесс познания, наука не существуют иначе как в форме познавательного действия или системы действий. Познавательное действие включает в себя не все атрибуты науки. Оно связано лишь с самым существенным в ней — с производством новых знаний. Познавательное действие может быть определено как момент в духовной деятельности субъекта, направленной на объект познания с целью получения достоверных сведений. Познавательные действия можно классифицировать в зависимости от цели исследования.

1. Теоретические действия. Они направлены на решение научной проблемы, создание теории, выдвижение концептуальной идеи, открытие закона, объяснение фактов, выработку категорий и др.

2. Эмпирические действия. Носят прежде всего прикладной характер. Их основная цель — разработать способы связи теории с практической деятельностью и т.д. К эмпирическим действиям относится и научный эксперимент с применением технических средств.

3. Методологические действия. Направлены на создание или разработку методологии познания, логики открытия, системосозидающих принципов и процедур научного мышления.

4. Репродуктивные действия. Их основная цель — совершенствование системы образования, методики преподавания, подготовки и воспитания научных кадров.

Под субъектом познавательного действия понимают индивида, группу, коллектив людей, руководимых стремлением получения новых знаний. Неотъемлемым компонентом познавательного действия является его объект. Объектом может быть природный процесс, общественное явление, социальный институт, человек, его мышление, любое материальное и идеальное явление, а также объективная и субъективная реальность как таковая. Следует различать объект познания и предмет познания. Объект познания не зависит от познавательной активности субъекта. Он развивается по своим внутренним законам. Предмет же познавательного действия — это фрагмент объекта познания, который формируется в ходе познавательного действия по мере проникновения последнего в сущность всё более высокого порядка. Отношение субъекта познавательного действия к объекту может носить идеальный характер. Но воздействие субъекта на объект может иметь и практический характер. Совокупность целей познавательного действия способствует ориентации научного исследования. Для достижения цели познавательного действия необходимы определённые средства и методы. Это — инструменты, приборы наблюдения, техника эксперимента, промышленные объекты, научный потенциал, методологические и мировоззренческие концепции. Научное знание отличается, прежде всего, своей концептуальностью и системностью, что позволяет объяснять реальные факты и предсказывать возможные изменения явлений действительности. Формами выражения научного знания выступают теории, гипотезы, концепции, идеи, модели и т.д. Научные знания — лишь часть (хотя и основная) информации, добытой в результате познавательного действия.



Сейчас читают про: