Игра- упражнение «Группа»

Цель упражнения: сплочение коллектива, повышение взаимного доверия между участниками, умение работать в команде.

Все прогуливаются по комнате, и ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности.

- “Внимание! На нас напали пещерные львы! "

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: - “Дадим отпор пещерным львам”.

Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Обсуждение:

- Кому понравилось играть в эту игру?

- Что вы чувствовали во время приближения опасности?

- Как вы думаете, что помогло вам преодолеть опасность?

- Ведущий:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Рефлексия:

- Какое у вас настроение ребята?

- Вам нравиться дружить с другими детьми? Почему?

- Вам нравится учиться в вашем классе?


Функциональные обязанности педагога-психолога

в соответствии с новым законодательством.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №9 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закреплено право обучающихся на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34). Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с п. 2 ст. 42 включает в себя:

- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

- комплекс реабилитационных и других медицинских меро­приятий;

- помощь обучающимся в профориентации, получении про­фессии и социальной адаптации.

Таким образом, за педагогом-психологом по-прежнему закреп­лены такие традиционные функциональные обязанности, как пси­холого-педагогическое консультирование, проведение коррекци­онных и развивающих занятий, профориентация и т. д.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897), среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413) (далее - ФГОС).

Опре­делены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ (далее - ООП). Согласно этим докумен­там, одной из важнейших функций педагога-психолога школы стано­вится содействие в создании психолого-педагогических условий реализации ООП.

Это предполагает следующие направления деятельности педагога-психолога образовательной организации:

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации к ус­ловиям обучения на новой ступени:

- первоклассников к условиям обучения в начальной школе;

- пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования.

2. Развитие профессиональной психологической компетентно­сти педагогов и администрации.

3. Развитие психологической компетентности родителей,

4. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образова­тельного процесса, формирование ценности здорового и безо­пасного образа жизни.

5. Психологическое сопровождение подготовки к итоговой ат­тестации.

6. Психологическая поддержка различных категорий учащихся:

- детей с ограниченными возможностями здоровья;

- школьников, испытывающих трудности в освоении ООП;

- одаренных и высокомотивированных учащихся;

- детей «группы риска»;

- детей мигрантов.

7. Психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности учащихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления.

8. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и про­фильного обучения, профориентации.

9. Психологическая экспертиза образовательной среды.

10. Психологическое сопровождение проектной и исследова­тельской деятельности учащихся.

3. Взаимодействие с территориальными ПМПК.

Обучающиеся имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. и на полу­чение социально-педагогической и психологической помощи.

В первую очередь в создании таких специальных условий (и в т. ч. в психолого-педагогической помощи) нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудно­сти в освоении ООП, учащиеся с проявлениями девиантного пове­дения. Это важно учитывать при разработке функциональных обя­занностей педагога-психолога. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденном приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее - Положение), подготовка рекоменда­ций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания также входит в компетен­цию территориальных ПМПК. Родители детей, прошедших обследо­вание в таких комиссиях, имеют право предоставить рекомендации, разработанные комиссией, в образовательную организацию, где учится ребенок.

Таким образом, в функциональные обязанности педагога-психо­лога образовательной организации может входить не только участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ или детей с отклоняющимся поведени­ем в составе школьного ПМП консилиума, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку, зафикси­рованных в решении территориальной ПМПК.

В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предо­ставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществля­ющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучаю­щихся в образовательной организации. Поэтому родители (закон­ные представители) ребенка имеют право обратиться к школьному педагогу-психологу для получения такого заключения.

Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога наряду с ведением другой документации, возможно включение подготовки заключений для предоставления родителями в территориальные ПМПК.

4. Работа в службе школьной медиации.

При реализации такого направления деятельности, как психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, необходимо использовать медиативные технологии. Школьная медиация включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации.

Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содержащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Внедрение в практику деятельности образовательных организаций работы служб школьной медиации имеет большое значение для предотвращения острых конфликтных ситуаций.

В настоящих методических рекомендациях нет прямых указаний на то, что педагог-психолог обязательно должен входить в эту службу, однако, важно учитывать, что наиболее подготовленным к реализации медиативных процедур является именно педагог-психолог. Это связано с тем, что конфликтология входит в профессиональную подготовку специалистов данного профиля.

Но вместе с этим необходимо учитывать, что процедура медиации предполагает реализацию конкретных поэтапных действий, требующих специальных компетенций, поэтому несмотря на то, что педагог-психолог является «наиболее подготовленным» к участию в медиативной работе «субъектом образовательного процесса», ему также необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий для родителей, уча­щихся и педагогов.

При включении в функциональные обязанности педагога-психолога работы в службе школьной медиации необходимо проанализи­ровать уже имеющийся перечень обязанностей. Если педагог-пси­холог проводит большое количество коррекционно-развивающих, профилактических занятий с учащимися, консультаций для родите­лей и педагогов, индивидуальных диагностических обследований, то работа в службе школьной медиации может входить в дополнительные функциональные обязанности.

Если в школе нет большой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функ­ционал и осуществляться в формате деятельности детских объединений. Это обеспечит психологическую безопасность участников образовательного процесса.

Функциональные обязанности педагога-психолога должны учитывать:

- тип образовательной организации;

- содержание основной общеобразовательной программы;

- специфику детского контингента;

- наличие других специалистов психологического профиля,

- материально-техническое оснащение образовательного процесса,

- конкретные направления деятельности, которые будет реализовывать данный специалист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: