Цель упражнения: сплочение коллектива, повышение взаимного доверия между участниками, умение работать в команде.
Все прогуливаются по комнате, и ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности.
- “Внимание! На нас напали пещерные львы! "
После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: - “Дадим отпор пещерным львам”.
Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
Обсуждение:
- Кому понравилось играть в эту игру?
- Что вы чувствовали во время приближения опасности?
- Как вы думаете, что помогло вам преодолеть опасность?
- Ведущий:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Рефлексия:
- Какое у вас настроение ребята?
- Вам нравиться дружить с другими детьми? Почему?
- Вам нравится учиться в вашем классе?
Функциональные обязанности педагога-психолога
в соответствии с новым законодательством.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №9 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закреплено право обучающихся на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34). Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с п. 2 ст. 42 включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Таким образом, за педагогом-психологом по-прежнему закреплены такие традиционные функциональные обязанности, как психолого-педагогическое консультирование, проведение коррекционных и развивающих занятий, профориентация и т. д.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897), среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413) (далее - ФГОС).
Определены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ (далее - ООП). Согласно этим документам, одной из важнейших функций педагога-психолога школы становится содействие в создании психолого-педагогических условий реализации ООП.
Это предполагает следующие направления деятельности педагога-психолога образовательной организации:
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям обучения на новой ступени:
- первоклассников к условиям обучения в начальной школе;
- пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования.
2. Развитие профессиональной психологической компетентности педагогов и администрации.
3. Развитие психологической компетентности родителей,
4. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
5. Психологическое сопровождение подготовки к итоговой аттестации.
6. Психологическая поддержка различных категорий учащихся:
- детей с ограниченными возможностями здоровья;
- школьников, испытывающих трудности в освоении ООП;
- одаренных и высокомотивированных учащихся;
- детей «группы риска»;
- детей мигрантов.
7. Психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности учащихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления.
8. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, профориентации.
9. Психологическая экспертиза образовательной среды.
10. Психологическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся.
3. Взаимодействие с территориальными ПМПК.
Обучающиеся имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. и на получение социально-педагогической и психологической помощи.
В первую очередь в создании таких специальных условий (и в т. ч. в психолого-педагогической помощи) нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие трудности в освоении ООП, учащиеся с проявлениями девиантного поведения. Это важно учитывать при разработке функциональных обязанностей педагога-психолога. При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденном приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее - Положение), подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания также входит в компетенцию территориальных ПМПК. Родители детей, прошедших обследование в таких комиссиях, имеют право предоставить рекомендации, разработанные комиссией, в образовательную организацию, где учится ребенок.
Таким образом, в функциональные обязанности педагога-психолога образовательной организации может входить не только участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ или детей с отклоняющимся поведением в составе школьного ПМП консилиума, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку, зафиксированных в решении территориальной ПМПК.
В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предоставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации. Поэтому родители (законные представители) ребенка имеют право обратиться к школьному педагогу-психологу для получения такого заключения.
Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога наряду с ведением другой документации, возможно включение подготовки заключений для предоставления родителями в территориальные ПМПК.
4. Работа в службе школьной медиации.
При реализации такого направления деятельности, как психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления, необходимо использовать медиативные технологии. Школьная медиация включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми и умениям предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации.
Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содержащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Внедрение в практику деятельности образовательных организаций работы служб школьной медиации имеет большое значение для предотвращения острых конфликтных ситуаций.
В настоящих методических рекомендациях нет прямых указаний на то, что педагог-психолог обязательно должен входить в эту службу, однако, важно учитывать, что наиболее подготовленным к реализации медиативных процедур является именно педагог-психолог. Это связано с тем, что конфликтология входит в профессиональную подготовку специалистов данного профиля.
Но вместе с этим необходимо учитывать, что процедура медиации предполагает реализацию конкретных поэтапных действий, требующих специальных компетенций, поэтому несмотря на то, что педагог-психолог является «наиболее подготовленным» к участию в медиативной работе «субъектом образовательного процесса», ему также необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий для родителей, учащихся и педагогов.
При включении в функциональные обязанности педагога-психолога работы в службе школьной медиации необходимо проанализировать уже имеющийся перечень обязанностей. Если педагог-психолог проводит большое количество коррекционно-развивающих, профилактических занятий с учащимися, консультаций для родителей и педагогов, индивидуальных диагностических обследований, то работа в службе школьной медиации может входить в дополнительные функциональные обязанности.
Если в школе нет большой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функционал и осуществляться в формате деятельности детских объединений. Это обеспечит психологическую безопасность участников образовательного процесса.
Функциональные обязанности педагога-психолога должны учитывать:
- тип образовательной организации;
- содержание основной общеобразовательной программы;
- специфику детского контингента;
- наличие других специалистов психологического профиля,
- материально-техническое оснащение образовательного процесса,
- конкретные направления деятельности, которые будет реализовывать данный специалист.