Отношения к предмету познания

В процессе анализа текста как системы в нем могут быть выявлены различные объекты (напоминаем, что термин «объект» рассматривается в широком смысле - как вещь, информация, явление, процесс и т.д.), которые изучаются как подсистемы.

Например, в главе X «Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении» в учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, параграф 2 посвящен системно-синергетической теории воспитания [3.2.1]. Для того чтобы понять и использовать на практике данную теорию обучающийся должен быть ознакомлен с определенными положениями системного и синергетического подходов.

В указанном параграфе используются такие понятия, как «синергетическое состояние», «синергетический контакт», «синергизм», «синергетическая теория воспитательного взаимодействия» «синергетическое состояние психики» и т.д., для понимания которых необходим выход за рамки непосредственно профессиональной педагогики.

Обеспечение подобной информационной системы требуемой емкостью, целостностью и доступностью для субъектов обучения, является весьма сложной задачей.

Другой пример, в учебнике «Физика и астрономия» для 8 класса постоянный электрический ток является подсистемой системы более высоко порядка, именуемой - «Электрические явления». В указанном учебнике постоянному электрическому току посвящена глава V. В качестве элемента данной главы можно выделить амперметр [3.2.2].С точки зрения системного подхода указанный амперметр должен рассматриваться именно как техническая система. Для этого используются (помимо традиционного изучения амперметра) многие эффективные методы познания, с одновременным развитием умений и навыков системного мышления и интеллектуальных способностей субъекта. Кроме того, осуществляется политехническое образование обучающегося. В подобных случаях рекомендуется использовать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), служащую развитию системного мышления человека и его творчества [3.2.3; 3.2.4.].

Например, в учебнике «История Казахстана» для 8 класса в пункт 1 (параграфа 33) «Особенности развития городов Северо-Западного Казахстана – Уральска и Гурьева» включен системный объект - «рыбная промышленность» города Гурьева [3.2.5].

В тексте сказано о том, что «В городе была развита рыбная промышленность». Без раскрытия хотя бы общих сведений о развитии «рыбной промышленности» того периода вряд ли следует использовать данный термин. С другой стороны, предъявление в тексте краткой истории развития рыбной промышленности (как одной из основных на тот период отраслей промышленности Казахстана) может существенно обогатить содержание указанного пункта.

Правильность использования термина «рыбная промышленность» определяется исходя хотя бы из его определения, как отрасли пищевой промышленности, занимающейся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции. Исторический подход требует изучения динамики (прошлого, существующего на тот период и современного состояния) развития рыбной промышленности. В противном случае слова «развитие рыбной промышленности» остаются просто словами, не обеспеченные необходимым содержанием.

Что касается в целом параграфа 33 «Города на территории Казахстана», то его изучения с точки зрения системного подхода требует определенного структурирования учебного материала. В параграфе изучаемый материал представляет собой неструктурированный набор отдельных исторических сведений. В нем нет целостности, и поэтому данный параграф вряд ли может служить формированию и развитию, прежде всего, исторического мышления. К сожалению, неструктурированным образом изложен практически весь материал указанного учебника истории.

В этой связи целесообразно актуализировать системно-

исторический подход, на основе которого можно иначе спроектировать учебный материал указанного параграфа. Пример ориентировочной основы для формирования текста параграфа показан на рис.3.2.1 [3.2.6].

Город как система
Управленческая подсистема Администрация; Налоговые, судебные, правоохрани-тельные органы; иное
Подсистема городского хозяйства Архитектура; Жилищно-коммунальное хозяйство; Инженерные коммуникации; Экология
Экономическая подсистема Бюджет и финансы; Имущество и собственность; Налоги; Инвестиции
Производствен-ная подсистема Промышлен-ность; Строительство; Транспорт; Наука; Торговля
Социальная подсистема Образование; Культура; Здравоохране-ние; Социальная сфера


Рис.3.2.1. Город и его подсистемы [3.2.6]

Системным образом в тексте могут быть выделены и другие объекты, для изучения которых предлагается использовать системный подход.

Приведенные выше примеры показаны с целью актуализации важного момента образовательного процесса – осуществление в нем элементов развивающего обучения. Это явление имеет место в современном образовании, но без учета и использования системного подхода, благодаря которому программа развивающего обучения реализуется более эффективно.

Спроектированная и «встроенная» в систему образовательного процесса, программа развивающего обучения должна быть ориентирована на достижение целей и решение поставленных задач развития личности, но это должна быть полноценная программа.

Системное изучение учебного материала должно органично дополняться методами развивающего обучения.

Для выявления объектов, включенных в учебный материал, и организации их изучения предлагается специальная таблица 3.2.1.

Таблица 3.2.1

  № Объект как подсистема (система) Функции, свойства, иные характеристики Взаимодейст-вие с иными подсистемами Синтез и обобщение выявленной информации
         
         
       
       

Также как и в случае анализа текстов учебника рекомендуется синтез и обобщение изученного материала дополнять выводами и предложениями, а также конструированием концептуальной модели системы выявленной информации о данном рассматриваемом объекте [3.2.7].

Указанные действия по изучению учебного материала в общем виде показаны на рис. 3.2.2, где:

1 - Цели и задачи изучения учебного материала.

2 - Анализ учебной (научной и иной дополнительной) информации.

3 Параграф, глава, раздел учебника (как системы) Подсистема 1 Подсистема 2
Объект 1
Объект 2
4 Объект как система Компоненты(функции, свойства, иные характери-стики)
5 Объект как система Компоненты(функции, свойства, иные характери-стики)
6 Взаимодействие в рамках системы учебного материала (параграфа, главы, раздела, части учебника)
7 Синтез и обобщение выявленной (изученной) информации. Выводы и предложения. Конструирование концептуальной модели системы изученного материала (параграфа, главы, раздела, части учебника). Иные результаты.
2 Анализ учебной и дополнительной информации
8 Формирование и развитие умений и навыков системного мышления обучающихся, их интеллектуальное развитие. Иные результаты
1 Цель: задачи


Рис. 3.2.2. Выявление и системное изучение объектов,

включенных в содержание компонентов учебника

(параграфа, главы, раздела, части)

3 - Текст параграфа, главы, раздела, части учебника, подлежащий изучению. При этом текст рассматривается как система, в качестве подсистем которой могут быть различные объекты, включенные в учебный материал. В большинстве случаев подобные объекты (например, объект-подсистема 1 и объект-подсистема 2) изучаются на основе системного подхода или системного анализа.

4 и 5 - Объект-подсистема 1 и объект-подсистема 2 изучаются как самостоятельные системы. Формулируется цели, для достижения которой эти объекты включены в содержание параграфа, главы, раздела, части учебника. Определяются компоненты данных объектов. При изучении функционирования этих объектов и их компонентов выявляются их функции, свойства и иные характеристики.

Изучение этих объектов осуществляется в аспекте названия соответствующего компонента (параграфа, главы, раздела, части) учебника.

6 - Изучается взаимодействие указанных объектов между собой, с компонентами текста и т.д. Данное взаимодействие рассматривается в рамках системы изучаемого материала параграфа, главы, раздела, части учебника. Это позволяет уточнить функции объектов, их свойства и иные характеристики.

Субъектам обучения предлагается расширить и углубить описание указанных объектов с точки зрения их целостного познания.

7 - Синтез и обобщение выявленной (в процессе анализа) информации и формирование целостного представления о содержании изучаемого текста.

Формулирование выводов, предложений и рекомендаций, касающихся рассматриваемых объектов и их представления в изучаемом учебном материале. Конструирование концептуальной модели системы изученного материала, которая представляет собой свернутую информацию, усвоенную в процессе изучения соответствующего текста учебника. Иные результаты, в том числе уточнение тех или иных положений и моментов изучаемого материала, повышение информационной емкости текста и т.д.

8 - Формирование умений и навыков системного мышления и

системного подхода в познавательной, научной, практической и иной деятельности субъектов образовательного процесса и специалистов, их интеллектуальное развитие. Иные результаты, включая усвоение системных методов, деятельностей и действий, способствующих целостному познанию объектов окружающей действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: