В процессе анализа текста как системы в нем могут быть выявлены различные объекты (напоминаем, что термин «объект» рассматривается в широком смысле - как вещь, информация, явление, процесс и т.д.), которые изучаются как подсистемы.
Например, в главе X «Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении» в учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, параграф 2 посвящен системно-синергетической теории воспитания [3.2.1]. Для того чтобы понять и использовать на практике данную теорию обучающийся должен быть ознакомлен с определенными положениями системного и синергетического подходов.
В указанном параграфе используются такие понятия, как «синергетическое состояние», «синергетический контакт», «синергизм», «синергетическая теория воспитательного взаимодействия» «синергетическое состояние психики» и т.д., для понимания которых необходим выход за рамки непосредственно профессиональной педагогики.
|
|
Обеспечение подобной информационной системы требуемой емкостью, целостностью и доступностью для субъектов обучения, является весьма сложной задачей.
Другой пример, в учебнике «Физика и астрономия» для 8 класса постоянный электрический ток является подсистемой системы более высоко порядка, именуемой - «Электрические явления». В указанном учебнике постоянному электрическому току посвящена глава V. В качестве элемента данной главы можно выделить амперметр [3.2.2].С точки зрения системного подхода указанный амперметр должен рассматриваться именно как техническая система. Для этого используются (помимо традиционного изучения амперметра) многие эффективные методы познания, с одновременным развитием умений и навыков системного мышления и интеллектуальных способностей субъекта. Кроме того, осуществляется политехническое образование обучающегося. В подобных случаях рекомендуется использовать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), служащую развитию системного мышления человека и его творчества [3.2.3; 3.2.4.].
Например, в учебнике «История Казахстана» для 8 класса в пункт 1 (параграфа 33) «Особенности развития городов Северо-Западного Казахстана – Уральска и Гурьева» включен системный объект - «рыбная промышленность» города Гурьева [3.2.5].
В тексте сказано о том, что «В городе была развита рыбная промышленность». Без раскрытия хотя бы общих сведений о развитии «рыбной промышленности» того периода вряд ли следует использовать данный термин. С другой стороны, предъявление в тексте краткой истории развития рыбной промышленности (как одной из основных на тот период отраслей промышленности Казахстана) может существенно обогатить содержание указанного пункта.
|
|
Правильность использования термина «рыбная промышленность» определяется исходя хотя бы из его определения, как отрасли пищевой промышленности, занимающейся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции. Исторический подход требует изучения динамики (прошлого, существующего на тот период и современного состояния) развития рыбной промышленности. В противном случае слова «развитие рыбной промышленности» остаются просто словами, не обеспеченные необходимым содержанием.
Что касается в целом параграфа 33 «Города на территории Казахстана», то его изучения с точки зрения системного подхода требует определенного структурирования учебного материала. В параграфе изучаемый материал представляет собой неструктурированный набор отдельных исторических сведений. В нем нет целостности, и поэтому данный параграф вряд ли может служить формированию и развитию, прежде всего, исторического мышления. К сожалению, неструктурированным образом изложен практически весь материал указанного учебника истории.
В этой связи целесообразно актуализировать системно-
исторический подход, на основе которого можно иначе спроектировать учебный материал указанного параграфа. Пример ориентировочной основы для формирования текста параграфа показан на рис.3.2.1 [3.2.6].
Город как система |
Управленческая подсистема Администрация; Налоговые, судебные, правоохрани-тельные органы; иное |
Подсистема городского хозяйства Архитектура; Жилищно-коммунальное хозяйство; Инженерные коммуникации; Экология |
Экономическая подсистема Бюджет и финансы; Имущество и собственность; Налоги; Инвестиции |
Производствен-ная подсистема Промышлен-ность; Строительство; Транспорт; Наука; Торговля |
Социальная подсистема Образование; Культура; Здравоохране-ние; Социальная сфера |
Рис.3.2.1. Город и его подсистемы [3.2.6]
Системным образом в тексте могут быть выделены и другие объекты, для изучения которых предлагается использовать системный подход.
Приведенные выше примеры показаны с целью актуализации важного момента образовательного процесса – осуществление в нем элементов развивающего обучения. Это явление имеет место в современном образовании, но без учета и использования системного подхода, благодаря которому программа развивающего обучения реализуется более эффективно.
Спроектированная и «встроенная» в систему образовательного процесса, программа развивающего обучения должна быть ориентирована на достижение целей и решение поставленных задач развития личности, но это должна быть полноценная программа.
Системное изучение учебного материала должно органично дополняться методами развивающего обучения.
Для выявления объектов, включенных в учебный материал, и организации их изучения предлагается специальная таблица 3.2.1.
Таблица 3.2.1
№ | Объект как подсистема (система) | Функции, свойства, иные характеристики | Взаимодейст-вие с иными подсистемами | Синтез и обобщение выявленной информации |
Также как и в случае анализа текстов учебника рекомендуется синтез и обобщение изученного материала дополнять выводами и предложениями, а также конструированием концептуальной модели системы выявленной информации о данном рассматриваемом объекте [3.2.7].
Указанные действия по изучению учебного материала в общем виде показаны на рис. 3.2.2, где:
|
|
1 - Цели и задачи изучения учебного материала.
2 - Анализ учебной (научной и иной дополнительной) информации.
3 Параграф, глава, раздел учебника (как системы) Подсистема 1 Подсистема 2 |
Объект 1 |
Объект 2 |
4 Объект как система Компоненты(функции, свойства, иные характери-стики) |
5 Объект как система Компоненты(функции, свойства, иные характери-стики) |
6 Взаимодействие в рамках системы учебного материала (параграфа, главы, раздела, части учебника) |
7 Синтез и обобщение выявленной (изученной) информации. Выводы и предложения. Конструирование концептуальной модели системы изученного материала (параграфа, главы, раздела, части учебника). Иные результаты. |
2 Анализ учебной и дополнительной информации |
8 Формирование и развитие умений и навыков системного мышления обучающихся, их интеллектуальное развитие. Иные результаты |
1 Цель: задачи |
Рис. 3.2.2. Выявление и системное изучение объектов,
включенных в содержание компонентов учебника
(параграфа, главы, раздела, части)
3 - Текст параграфа, главы, раздела, части учебника, подлежащий изучению. При этом текст рассматривается как система, в качестве подсистем которой могут быть различные объекты, включенные в учебный материал. В большинстве случаев подобные объекты (например, объект-подсистема 1 и объект-подсистема 2) изучаются на основе системного подхода или системного анализа.
4 и 5 - Объект-подсистема 1 и объект-подсистема 2 изучаются как самостоятельные системы. Формулируется цели, для достижения которой эти объекты включены в содержание параграфа, главы, раздела, части учебника. Определяются компоненты данных объектов. При изучении функционирования этих объектов и их компонентов выявляются их функции, свойства и иные характеристики.
Изучение этих объектов осуществляется в аспекте названия соответствующего компонента (параграфа, главы, раздела, части) учебника.
6 - Изучается взаимодействие указанных объектов между собой, с компонентами текста и т.д. Данное взаимодействие рассматривается в рамках системы изучаемого материала параграфа, главы, раздела, части учебника. Это позволяет уточнить функции объектов, их свойства и иные характеристики.
|
|
Субъектам обучения предлагается расширить и углубить описание указанных объектов с точки зрения их целостного познания.
7 - Синтез и обобщение выявленной (в процессе анализа) информации и формирование целостного представления о содержании изучаемого текста.
Формулирование выводов, предложений и рекомендаций, касающихся рассматриваемых объектов и их представления в изучаемом учебном материале. Конструирование концептуальной модели системы изученного материала, которая представляет собой свернутую информацию, усвоенную в процессе изучения соответствующего текста учебника. Иные результаты, в том числе уточнение тех или иных положений и моментов изучаемого материала, повышение информационной емкости текста и т.д.
8 - Формирование умений и навыков системного мышления и
системного подхода в познавательной, научной, практической и иной деятельности субъектов образовательного процесса и специалистов, их интеллектуальное развитие. Иные результаты, включая усвоение системных методов, деятельностей и действий, способствующих целостному познанию объектов окружающей действительности.