И его компонентов как систем

В предыдущем разделе был рассмотрены первые шаги по формированию умений и навыков системного мышления и системного подхода в процессе анализа текста учебника как системы, синтеза и обобщения выявленной информации, конструирования концептуальной модели выявленной и изученной информации как системы. При этом следует иметь в виду, что система конструируется как средство достижения цели и решения поставленных задач [3.3.1].

В данном разделе показан метод изучения состояния рассматриваемого объекта и его компонентов как системв прошлом, в настоящее время и в будущем, с учетом относящихся к нему и его функционированию знаний, а также состояния науки (области знаний), к которой данный объект относится или которую представляет. Одним из примеров подобного изучения объекта – изучение изменения его состояния в контексте развития соответствующей области знаний или деятельности. В интернете есть определение контекста как среды, в которой существует объект. Там же приводится пример «…В контексте эстетических представлений XIX века творчество Тернера было новаторским…»

Под контекстом [от лат. сontextus сцепление, соединение] понимается: 1) относительно законченный по смыслу отрывок текста или устной речи, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова, фразы, совокупности фраз; 2) общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека [3.3.2].

Авторы работы [3.3.3] определяют состояние системы как совокупность параметров (свойств, признаков, качеств), которые в каждый рассматриваемый момент времени отражает наиболее существенные (по цели исследования) стороны поведения системы

(ее функционирования). Изменение состояния в зависимости от конкретных задач исследования систем интерпретируются как движение, поведение, функционирование или некоторый процесс в

системе.

По мнению О.С.Разумова и В.А.Благодатских, статической системой называется система, состояние которой во времени не изменяется. Система, состояние которой изменяется во времени под воздействием определенных причинно-следственных связей, называется динамической системой.

Статической моделью называется модель, описывающая связь между компонентами и другими характеристиками системы в условиях равновесия и других условиях «маратория» («замораживания») изменения состояния [3.3.3].

В данном пособии к объектам, состояние которых рассматривается, относятся учебник и его компоненты, а также объекты, включенные в учебный материал, но не имеющие непосредственного отношения к предмету изучения. Подобные объекты представлены в предыдущем разделе 3.2 данного пособия.

В качестве базовых составляющих учебника, как информационной системы (кроме перечисленных выше – параграфов, глав, разделов, и частей) могут рассматриваться также подсистема обучения, подсистема воспитания и подсистема развития, каждая из которых имеет свою структуру.

Структуру системы изучаемого объекта (учебника) могут составлять и иные компоненты, выбранные самим обучающимся или предложенные преподавателем.

На рис.3.3.1 показана матрица изучения состояний рассматриваемого объекта – учебника и его компонентов (параграфов, глав, разделов и частей) в прошлом, настоящем и будущем, где:

1 - Цель и задачи изучения состояний рассматриваемого объекта как системы;

2 - Состояние изучаемого объекта (учебника) как системы (функции, свойства и иные характеристики).

Под функцией понимается роль, назначение системы в целом и ее компонентов (элементов).

2.1 - Прошлое состояние системы объекта.

2.2 - Прогноз состояния системы изучаемого объекта.

3 - Состояние надсистемы, к которой относится или частью которой изучаемый объект является (функции, свойства, иные характеристики).

Состояние надсистемы Состояние изучаемого объекта как системы Состояние подсистемы
3.1 Прошлое состояние надсистемы
Объект как система (состояние, функции, иные характеристики)
3.2 Прогноз состояния надсистемы
Надсистема, к которой относится изучаемый объект
4.1 Прошлое состояние компонентов объекта
2.1 Прошлое состояния объекта
2.2 Прогноз состояния объекта
Компоненты объекта (состояние, функции, иные характеристики) Подсистема
4.2 Прогноз состояния компонентов объекта
1 Цель: задачи


Рис.3.3.1. Матрица изучения состояний рассматриваемого

объекта как системы

3.1 - Прошлое состояние надсистемы.

3.2 - Прогноз состояния надсистемы.

4 - Состояние компонентов изучаемого объекта (функции, свойства, иные характеристики).

4.1 - Прошлое состояние компонентов объекта.

4.2 - Прогноз состояния компонентов объекта.

Подобная матрица может быть построена в отношении информации об изменении состояния изучаемого объекта как системы, его надсистемы и подсистемы.

В качестве надсистемы (к которой относится или частью которой изучаемый объект является) могут рассматриваться соответствующая наука (или совокупность наук), область актуальных знаний и деятельности.

Фундаментальные научные теории являются основой содержания учебных предметов и дисциплин.

В целом наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, искусственных систем, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом, в целях получения новых знаний, повышения благосостояния общества [3.3.3].

В структуре каждой науки, по мнению А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашкова, можно выделить элементы, совокупность которых составляет науку как систему знаний [3.3.4].

В целом метод изучения различных состояний информации об изучаемом объекте как системы расширяет и углубляет процесс его целостного познания, способствуя формированию и развитию умений и навыков системного, системно - критического, творческого, «предметного» и иных стилей мышления.

Для изучения состояния объектов, включенных учебный материал, но не имеющих непосредственное отношение к предмету, также может быть использована матрица, указанная на рис.3.3.1.

Предлагаемый метод изучения состояния изучаемого объекта в определенной степени аналогичен многоэкранным схемам талантливого обучения (или «системному оператору»), используемым для формирования творческого мышления в соответствии с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) [3.3.5; 3.3.6].

Например, авторы работы [3.3.7] рекомендуют преподавателю системы технического и профессионального образования (для реализации инновационных технологий в профессиональном образовании, ориентированных на формирование системного творческого технического мышления обучающихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач):

1) изучить интеллектуальные инструменты и механизмы теории решения изобретательских задач – ТРИЗ;

2) приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ;

3) изучить педагогическую систему непрерывного формирования творческого технического мышления;

4) представить «ядро» учебной информации в виде структурно-графической модели – в проблемно-алгоритмической форме;

иные рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: