Память
Память — определяющая характеристика психической жизни личности. Ее роль не ограничивается фиксацией того, что было в прошлом. Ведь никакое действие в настоящем немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующими- Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Особенности человеческой памяти лежат в основании того, каким предстает для нас объективное бытие и какой является наша культура. Воспринимаемый нами мир строится из бесконечного числа следующих друг за другом наносекунд. Именно в такое наикратчайшее мгновение для нас актуален мир, затем событие уходит в прошлое и его удерживает только наша память. Если мы сосредоточимся на своих ощущениях, на том, как долго длится настоящее, то поразимся тому, насколько оно коротко. Даже не секунду и не полсекунды мы воспринимаем этот мир, не задействуя память, а гораздо меньшее время. Возможно, краткость настоящего не способен измерить никакой объективный прибор, поскольку никаких следов процесс восприятия настоящего в нас не оставляет. Поистине жизнь — только миг между прошлым и будущим.
|
|
Любопытные факты
Германские исследователи из Университета Нюрнберг-Эрлангем считают, что частое питье воды не только помогает избежать болезней почек, но и укрепляет телесные и духовные способности) человека. Более того, потребление воды в больших объемах улучшает человеческую память.
Испытания, проведенные на студентах-добровольцах, показали, что «малопьющие» к концу дня плохо соображают даже в арифметике и не могут зачастую понять содержание демонстрировавшихся им фильмов.
Студенты же, которые в течение дня выпивали несколько литров воды, проявляли повышенную активность и внимательность. Более того, те студенты, которые пьют воды или фруктового чая вдвое больше, чем их сокурсники, проявляют больше выдержки и склонности к творчеству.
Если актуальность нашего восприятия, т. е. настоящее, — всего лишь наносекунда, то соединяет их в непрерывную цепочку и строит из них осмысленное восприятие жизни только наша память - кратковременная память. Воспринятое в миллисекунду окружающее, мгновенно сменившееся — причем незаметно для нашего сознания — другим мгновенным настоящим, и то новым, накапливается в нашей памяти подобно банку данных, на основе которых, оперируя ими, только и возможны наше мышление и рефлексия чувства и ощущения, эмоции, суждения и все-все, что составляет сложный мир нашей психики. Каждый из них длится какое-то пусть и самое краткое, время, а значит, он уже затрагивает области памяти и без ее помощи состояться не может; чтобы произнести слово, необходима память, поскольку в наносекунду вы не успеваете воспринять даже целой буквы.
|
|
Представим себе, что наша жизнь оборвалась бы на первой наносекунде. Уверен, хотя это всего лишь мысленный эксперимент, мы ничего не увидели бы. Точнее сказать, наши глаза, реагируя на световые волны; восприняли бы буквально все, что попало за этот" миг на оболочку глаза. Но распознать хотя бы один предмет, как это происходит с нами в повседневной жизни, понять, что именно мы увидели — карандаш или текст на мониторе компьютера, — мы не смогли бы. Восприятие, идентификация вещей, осмысление увиденного требуют времени, а стало быть, и работы памяти.
Наша память — основа основ человеческой психики и человеческой цивилизации. Она исходная клеточка и первая буква в психологическом алфавите, иными словами, альфа и омега всего происходящего внутри нас.
Наша память — первичный психический процесс, на котором зиждется сознание. Мышление и чувства — вторичные процессы, ибо они возможны постольку, поскольку наша память способна сохранять для нас драгоценные мгновения прошедшей жизни. А они начинаются сразу же — в миллисекундной зоне. Вы не успели произнести слово, как оно оказалось в прошлом. Пожирающий горизонт времени вообще нисколько не длится. Он короче произнесенной буквы. Не успел человек только закончить единую мысль, как ее поглотило прошлое. Физически она исчезла, сохранилась лишь память о ней в нашем сознании.
Мысленно можно представить себе черную дыру — несущийся со скоростью света огромный черный шар, пожирающий все на своем пути: планеты, звезды, межгалактическую пыль. Его масса столь велика, что ни один лучик света не способен покинуть его пределов — потому шар черный. В его чреве все исчезает или все растворяется — не имеет значения.
Настоящее — тонкая пленка бытия на поверхности бесконечного океана ничто. И только память помогает не исчезнуть человеческой культуре, состояться нашему мышлению и протекать нашим чувствам.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Их библиотекой в нашей психике выступает память. Все протекающие в ней процессы называют мнемическими (от греч. «мнема» — память).
К важнейшим характеристикам памяти надо отнести следующее:
- длительность — способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;
- объем памяти — интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации;
- точность воспроизведения — отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;
Типология памяти
Как и во многих других областях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов до сих пор не существует, В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций или научной школы ученые выделяют следующие разновидности памяти:
- по характеру проявления — различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную;
- по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную;
- по времени хранения — кратковременную, долговременную и оперативную;
- по механизму запоминания — произвольную и непроизввольную.
Существуют и другие классификации памяти (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и филогенетическая и т. д. Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную (неосознаваемую) и эксплицитную (осознаваемую) память.
|
|
Один из ведущих представителей нового поколения психологов Эндель Тульвинг (1993) создал дифференцированную схему процессов долговременной памяти, включающую три вида долговременной памяти: процедурную, семантическую и эпизодическую. В качестве дополнительных видов памяти им выделены проспективная память (память на намерения); ретроспективная память (память на содержание). Он предполагал, что знания в долговременной памяти организованы в форме скриптов, и продемонстрировал различную корковую активность, связанную с каждым видом памяти. Наиболее тщательно он изучил эпизодическую и семантическую память. В первой, «автобиографичной», хранятся личные впечатления индивидуума. Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и. т. д. Джордж Ноэл Гордон Байрон знал все свои произведения наизусть, а Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. У хороших специалистов обычно развита профессиональная память. Многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой — музыканты, певцы и композиторы (например, Иосиф Кобзон в Сургуте За 15 мин до выхода на сцену выучил гимн нефтяников и блестяще его исполнил), двигательной — спортсмены, зрительной — художники, режиссеры и шахматисты, которые могут играть «вслепую» со множеством партнеров.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью.
|
|
В зависимости от уровня управления мнемическими процессами выделяют память произвольную и непроизвольную. Первая активизируется, когда человек осознанно стремится запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Непроизвольная же память включается автоматически и фиксирует то, что в данный момент не является объектом внимания и целью деятельности.