Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ

-

План семинара:

1. Направленность и способности личности.

2. Когнитивно-познавательная сфера личности. Интеллектуальный потенциал.

3. Мотив и мотивация. Каузальная атрибуция.

4. Потребности личности. Специфически человеческие потребности.

5. Отрицательные психические состояния. Фрустрация.

6. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу и Э. Фромм

Контрольные вопросы для семинарских занятий:

1. Как определяется личность в психологии?

2. Что такое мышление и интеллект?

3. Что такое память? Опишите основные виды памяти.

4. Дайте развернутую характеристику понятию способностей.

5. Дайте определение понятию мотива в психологии.

6. В чем отличие мотивации от мотива?

7. Опишите основные человеческие потребности.

8. Каковы место и роль потребностей в поведении человека?

9. Изложите основные принципы гуманистической психологии в теории мотивации (по А. Маслоу).


Основная литература к теме:

1. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008

2. Покровский А. В. Психология: учебник для студентов Вузов. - М.: «Академия», 2007

3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008

4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для Вузов. - Спб.: «Питер», 2008

5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2007

6. Тертель А. Л. Психология: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009

7. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2008.

8. Радугин А. А. Психология и педагогика. М., «Центр». 2009.

9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001.

Дополнительная литература к теме:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лек­ций. М., 1988.

2. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, са­мосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Примерные темы рефератов:

1. Роль и значение потребностей в структуре личности

2. Личность: мотив и мотивация

3. Проблема личности в гуманистической психологии

4. Природа человеческих способностей

5. Проблема самоактуализации в персонологии

6. Личность в учении Э. Фромма

7. Формирование и развитие основных человеческих способностей

8. Отрицательные психические состояния человека

9. Проблема свободы в концепции Э. Фромма

10. Персонология – плюсы и минусы подхода

Оглавление

Введение...................................................................................................................................... 6

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24…………………….…………….6 Что такое личность? Альтернативные ответы…………………………………………………….6

. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008С. 189-190, 198-208, 212-224.............................................................................................................................................................. 8

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001. С. 374 – 390........................ 22

1. Понятие о способностях.......................................................................................................... 22

2. Природа человеческих способностей..................................................................................... 28

3. Развитие способностей............................................................................................................ 28

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001 С. 462 – 469, 496 - 507........ 31

1. Мотив и мотивация.................................................................................................................. 31

2. Мотивация и личность............................................................................................................. 35

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001С. 479 – 480, 487 – 501.............................. 42

1. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу............................... 42

2. Мотивация: Иерархия потребностей...................................................................................... 43

3. Физиологические потребности............................................................................................... 44

4. Потребности безопасности и защиты..................................................................................... 44

5. Потребности принадлежности и любви................................................................................ 45

6. Потребности самоуважения.................................................................................................... 46

7. Потребности самоактуализации............................................................................................. 47


Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.

В данном пособии приведены взгляды нескольких авторов, рассматривающих сферу мотивации личности, которые анализируют природу специфически человеческих потребностей, отличия человеческих потребностей. Ниже приведены также взгляды одних из наиболее известных персонологов (Э. Фромма и А. Маслоу) на роль и место человеческих потребностей в поведении человека.

В настоящем методическом пособии представлены также фрагменты работ авторов, которые рассматривают интересы и психологические установки как детерминанты направленности человеческой деятельности. Во фрагментах нижеприведенных работ анализируются и отрицательные психические состояния человека (фрустрация и т. д.); освещаются вопросы, касающиеся предупреждения отрицательных состояний человеческой психики.

Структура настоящего методического пособия представляет собой копии статей авторов, занимающимися проблемами анализа психического склада личности. В Начале каждой из представленной ниже работ указывается источник материала с номерами страниц и приводятся выходные данные издания. Выше приведен список тем и вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинарских занятиях по психологии, указывается основная и дополнительная литература, использованная при составлении данного пособия, и также приводится список тем для написания рефератов по данной проблеме.

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занима­ется особый подраздел в структуре академической психологии, который охватыва­ет широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представле­ний. Наука о личности — персонология — это дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих гла­вах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, прохо­дили проверку в эмпирическом исследовании.

Другая отличительная черта пси­хологии личности — особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографи­ческих и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этом пособии, предполагает использование той или иной техники оценки. Наконец, как вы увидите дальше, личность — это поле для исследо­ваний, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении пато­логического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологи­ей. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обра­щаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индиви­дуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и поче­му люди отличаются друг от друга.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстракт­ное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо­ции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно­сти поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще­принятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: