ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ
-
План семинара:
1. Направленность и способности личности.
2. Когнитивно-познавательная сфера личности. Интеллектуальный потенциал.
3. Мотив и мотивация. Каузальная атрибуция.
4. Потребности личности. Специфически человеческие потребности.
5. Отрицательные психические состояния. Фрустрация.
6. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу и Э. Фромм
Контрольные вопросы для семинарских занятий:
1. Как определяется личность в психологии?
2. Что такое мышление и интеллект?
3. Что такое память? Опишите основные виды памяти.
4. Дайте развернутую характеристику понятию способностей.
5. Дайте определение понятию мотива в психологии.
6. В чем отличие мотивации от мотива?
7. Опишите основные человеческие потребности.
8. Каковы место и роль потребностей в поведении человека?
9. Изложите основные принципы гуманистической психологии в теории мотивации (по А. Маслоу).
Основная литература к теме:
1. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008
|
|
2. Покровский А. В. Психология: учебник для студентов Вузов. - М.: «Академия», 2007
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008
4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для Вузов. - Спб.: «Питер», 2008
5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2007
6. Тертель А. Л. Психология: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009
7. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2008.
8. Радугин А. А. Психология и педагогика. М., «Центр». 2009.
9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001.
Дополнительная литература к теме:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
2. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Примерные темы рефератов:
1. Роль и значение потребностей в структуре личности
2. Личность: мотив и мотивация
3. Проблема личности в гуманистической психологии
4. Природа человеческих способностей
5. Проблема самоактуализации в персонологии
6. Личность в учении Э. Фромма
7. Формирование и развитие основных человеческих способностей
8. Отрицательные психические состояния человека
9. Проблема свободы в концепции Э. Фромма
10. Персонология – плюсы и минусы подхода
Оглавление
Введение...................................................................................................................................... 6
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24…………………….…………….6 Что такое личность? Альтернативные ответы…………………………………………………….6
|
|
. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008С. 189-190, 198-208, 212-224.............................................................................................................................................................. 8
Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001. С. 374 – 390........................ 22
1. Понятие о способностях.......................................................................................................... 22
2. Природа человеческих способностей..................................................................................... 28
3. Развитие способностей............................................................................................................ 28
Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001 С. 462 – 469, 496 - 507........ 31
1. Мотив и мотивация.................................................................................................................. 31
2. Мотивация и личность............................................................................................................. 35
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001С. 479 – 480, 487 – 501.............................. 42
1. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу............................... 42
2. Мотивация: Иерархия потребностей...................................................................................... 43
3. Физиологические потребности............................................................................................... 44
4. Потребности безопасности и защиты..................................................................................... 44
5. Потребности принадлежности и любви................................................................................ 45
6. Потребности самоуважения.................................................................................................... 46
7. Потребности самоактуализации............................................................................................. 47
Введение
Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.
В данном пособии приведены взгляды нескольких авторов, рассматривающих сферу мотивации личности, которые анализируют природу специфически человеческих потребностей, отличия человеческих потребностей. Ниже приведены также взгляды одних из наиболее известных персонологов (Э. Фромма и А. Маслоу) на роль и место человеческих потребностей в поведении человека.
В настоящем методическом пособии представлены также фрагменты работ авторов, которые рассматривают интересы и психологические установки как детерминанты направленности человеческой деятельности. Во фрагментах нижеприведенных работ анализируются и отрицательные психические состояния человека (фрустрация и т. д.); освещаются вопросы, касающиеся предупреждения отрицательных состояний человеческой психики.
Структура настоящего методического пособия представляет собой копии статей авторов, занимающимися проблемами анализа психического склада личности. В Начале каждой из представленной ниже работ указывается источник материала с номерами страниц и приводятся выходные данные издания. Выше приведен список тем и вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинарских занятиях по психологии, указывается основная и дополнительная литература, использованная при составлении данного пособия, и также приводится список тем для написания рефератов по данной проблеме.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности — персонология — это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих главах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, проходили проверку в эмпирическом исследовании.
|
|
Другая отличительная черта психологии личности — особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этом пособии, предполагает использование той или иной техники оценки. Наконец, как вы увидите дальше, личность — это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении патологического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обращаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индивидуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга.
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
|
|
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24.