Возможные методы достижения цели

Цель Наименование метода Количественное (качественное) описание метода

Основной эффект рассматриваемого метода заключает­ся не в самих таблицах, а в дисциплине мышления пользовате­ля, которая обеспечивается предлагаемым порядком анализа каждого факта или гипотезы, необходимостью постоянного пересмотра перспектив в той области, где ведется поиск наи­лучшего решения.

Выбор направлений исследования для фирмы создаваемой вновь. Неразумно затевать новое де­ло, если не видны его перспективы.

Этот вопрос становится особенно важным, если мы вспомним о характере бизнес-плана как особого документа, о его ориентации, назначении и предъявляемых к нему требова­ниях. Кроме того, именно с решения этого вопроса и начина­ется собственно бизнес-планирование.

Поставленный вопрос (выбор направлений исследова­ния) требует наличия определенной информации, которую принято разделять на два крупных блока:

• информация о внешней среде фирмы;

• информация о внутренней среде фирмы.

Наполнение первого блока целиком определяется той ре­ально существующей обстановкой и теми, не зависящими от предпринимателя внешними условиями, в которых ему предс­тоит действовать.

Такая информация может быть представлена в виде сво­еобразной «базы данных» и во всех случаях должна собирать­ся «на стороне». Для этого можно использовать три подхода:

иррегулярный — применяется в условиях разового, непе­риодического обращения к интересующей руководство фир­мы внешней информации. В этом случае поступающая инфор­мация всегда имеет ретроспективный характер и поступает с некоторым запаздыванием (лагом) относительно момента ее возникновения, т.е. всегда относится к некоторому прошедше­му промежутку времени;

регулярный — требует наличия хорошо поставленной ин­формационной системы, которая могла бы с заданной перио­дичностью представлять обзоры поступающих в систему ин­формационных сообщений, включая сведения, поступившие в последний момент. Может опираться на постоянно поддержи­ваемые контакты со специализированными информационны­ми или консалтинговыми фирмами;

непрерывный основан на непрерывном отслеживании всей текущей информации, которая касается сферы деятель­ности фирмы, и формировании текущих обзоров, выделяю­щих из общего информационного потока все значимые для фирмы его компоненты. Такой подход в последнее время называют «мониторингом». В этом случае поступающая инфор­мация может быть использована для разработки прогнозов, а информационная система в целом ориентируется не на прош­лое и даже не на текущий момент, а на прогнозируемое буду­щее. Однако содержание такой системы обходится недешево.

Но дороже всего всегда обходится бессистемный подход к сбору информации, когда берутся разрозненные, случайно попавшие под руку сведения, поскольку в этом случае возни­кают дополнительные проблемы, связанные с согласованием разрозненных данных между собой, выделением и исключе­нием заведомо устаревших сведений, оценкой достоверности, надежности и полноты информации, оставляемой для последу­ющей работы с ней.

Поэтому, если фирма не может позволить себе создать дорогостоящую систему мониторинга и не желает обращаться к услугам сторонних специализированных фирм, то ей проще всего ввести штатную должность референта, поставив ему за­дачу вылавливания из информационного потока интересую­щих фирму сведений, их обобщения и регулярного представ­ления руководству в систематизированном виде.

Если фирма достаточно богата, то она может позволить себе иметь собственный аналитический отдел, перед которым можно ставить задачи периодической разработки прогнозов ожидаемого развития рыночной ситуации в интересном для фирмы направлении.

Часто эта работа поручается отделу планирования фирмы.

Следует иметь в виду, что для получения интересующей фирму внешней информации нет необходимости искать ка­кие-либо нелегальные источники. До 90% нужных релевантных (т.е. относящихся к исследуемому вопросу) сведений всегда можно найти, обращаясь к обычной рыночной информации.

Но всегда важно отсеивать сведения второстепенного порядка (фон) и сведения, которые отношения к интересую­щему вопросу вообще не имеют (шум).

Содержимое второго блока является предметом проекти­рования создаваемой фирмы и во многом определяется идея­ми, которые предполагает реализовать ее создатель — предп­риниматель, инициирующий процесс создания фирмы. Если фирма уже существует, его решение определяется данными о результатах ее функционирования, которые безусловно име­ются в руках создавшего ее предпринимателя. Еще одним ва­риантом является сочетание тех и других данных, если фирма имеется, но предполагается ее серьезная перестройка.

Все эти сведения удобно систематизируются с помощью известной «модели внутренней среды» предприятия.

Состав информации о состоянии внутренней среды оп­ределяется кругом известных компонентов менеджмента и включает следующие вопросы:

производственного процесса (в курсе менеджмента име­нуется логистикой), в том числе о размерах производства и производственной мощности, типе и возрасте оборудования, источниках поставок, тенденциях производительности, инно­вационных возможностях, способах нормирования работ, уровне брака (качества);

организационной структуры и менеджмента, в том чис­ле сведения о типе организационной структуры, характере де­легирования полномочий, отношений между менеджерами и рабочими, стиле руководства, эффективности менеджмента, особенностях отношений власти и лидерства;

маркетинга, включая характеристики номенклатуры продукции, ее качества, размеров и доли рынка, качества мар­кетинговых исследований, эффективности рекламы, органи­зации продаж и сервиса;

финансов, в том числе о состоянии активов, валовых на­коплениях, доходности, источниках денежных поступлений, показателях баланса, размерах капитала фирмы и др.;

управления персоналом, включая характеристики прог­рамм обучения, процедур привлечения и отбора кадров, мето­дов анализа трудовых операций и содержательности работ, систем вознаграждения;

экономики, в том числе сведения об уровне затрат и из­держек производства, амортизационных отчислениях, рента­бельности, порядке ценообразования;

управленческого учета, включая сведения о применяе­мых методах организации учета.

Собранная такими путями и систематизированная ин­формация включается в процесс аналитического исследования полученных данных. Основной целью анализа служит оценка состояния внешней и внутренней среды и определе­ние рыночных перспектив фирмы, в том числе ее конкурен­тоспособности, сохранения устойчивости ее финансового сос­тояния, а также выяснение и измерение положительных и от­рицательных сторон в деятельности фирмы.

Полученные оценки далее используются при разработке стратегических планов, определении альтернативных вариан­тов рыночной стратегии фирмы.

Другими направлениями исследования систем управле­ния могут быть:

• исследование связей между внешней и внутренней средой системы управления (исследование входов и выходов);

• исследование внутренних связей между входами и вы­ходами (исследование процессов);

• исследование параметров, характеризующих состоя­ния и ситуации, в которых может находиться система;

• исследование отношений между процессами и функ­циями системы управления (структура системы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: