double arrow
Анализ альтернатив управленческих решений. Выявление управляемых факторов и определение альтернатив

Для разработки решений руководитель должен распола­гать информацией об управляющих факторах и диапазоне их изменений. В зависимости от имеющихся данных выбор аль­тернатив может осуществляться в условиях:

а) достоверности или определенности, когда в точности из­вестны результаты каждого из альтернативных вариантов вы­бора;

б) риска, для решений по которым неизвестен результат, но известна вероятность его наступления;

в) неопределенности, когда невозможно оценить вероят­ность потенциальных результатов.

Для каждой из указанных групп решений разработаны свои подходы к поиску наилучшего варианта и рекомендуются для использования конкретные методы. Остановимся прежде всего на первой группе решений, когда результаты альтернатив про­считываются и могут быть определены.

В условиях определенности (решая достаточно простые задачи с небольшим количеством переменных, влияющих на результат) выбор решения из возможных вариантов можно сде­лать с помощью расчетов экономической эффективности каж­дого из них. Такие решения принимаются достаточно часто, нередко они краткосрочного действия. К таким задачам отно­сятся, например, определение размера текущего завоза това­ров в торговую сеть фирмы, планирование текущего выпуска изделий. При этом следует иметь в виду, что если не добивать­ся оптимального решения задачи, то из-за многочисленности решений можно существенно снизить эффективность работы предприятия в целом. С другой стороны, руководители, вслед­ствие относительной простоты решений в условиях определен­ности, нередко сознательно стремятся упростить задачу, не за­мечая реального влияния существующих объективных условий. Такая позиция для предприятия оборачивается экономически­ми и другими потерями.




При решении сложных задач со многими влияющими фак­торами для выбора оптимального решения используется мате­матическое моделирование. В этом случае с помощью матема­тической модели отбирается среди множества единственный вариант, исходя из зависимостей, заложенных в алгоритме, и принятого критерия оценки эффективности. ЛПР должно кри­тически оценить практический смысл предлагаемого вариан­та, учесть влияние социальных, психологических и других фак­торов, не учтенных в модели.

Этап выработки решения включает формирование, оцен­ку и выбор альтернатив. Они разрабатываются на основе зна­чений факторов и существующих ограничений. Многие аль­тернативные решения определяются с учетом имеющегося опыта ЛПР. На данном этапе ставится задача выявления воз­можно полного перечня альтернатив достижения намеченных целей. Далее существующие альтернативы анализируются с позиции ограничительных критериев (ресурсных, юридичес­ких, социальных, морально-этических и др.). В результате ус­танавливается количество альтернатив, удовлетворяющих ог­раничениям. В реальных условиях рассматриваются обычно 2-3 варианта решения: меньше трудозатрат на подготовку вариантов, меньше шансов допустить ошибку, но и получить наилучший вариант.



Наиболее упрощенный метод анализа альтернатив может включать:

• упорядочение всего списка альтернатив;

• детальное рассмотрение двух крайних и средней альтер­натив.

Другой подход к анализу альтернатив складывается из эта­пов:

• выявление множества альтернатив решения проблемы;

• выбор допустимых альтернатив, удовлетворяющих ог­раничениям;

• вынесение суждения о предпочтительности альтернатив и предварительный выбор лучшей альтернативы;

• оценка альтернатив со стороны ЛПР;

• экспериментальная проверка двух-трех наиболее предпочтительных альтернатив (часто используется в науч­но-технической деятельности) с целью получения дополнительной информации о предпочтительности определенного варианта;

• выбор единственного решения на основе информации о результатах эксперимента, любой другой дополнительной ин­формации, интуиции и опыта руководителя.

Предварительный выбор лучшей альтернативы осуще­ствляется на основе детального анализа допустимых альтер­натив с позиции возможности достижения целей, требуемых затрат ресурсов, а также соответствия конкретным услови­ям реализации альтернатив. При решении сложных задач на данном этапе одних количественных методов может быть не­достаточно. Многие альтернативные решения обнаружива­ются достаточно легко — на основе прецедентов подобных си­туаций и имеющегося опыта их решения. Однако часто воз­никают и новые проблемы, для решения которых необходим творческий поход. В этих условиях используются методы "мозговой атаки", выдвижения предположений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений.

Суждение о предпочтительности альтернатив выносит­ся по результатам их сравнения или оценки. При этом опре­деляются позитивные и негативные стороны каждой из аль­тернатив и устанавливается некий компромисс, позволяю­щий дальнейшее сопоставление альтернативы с ранее при­нятым стандартом, критерием. Для этого используются та­кие методы, как критериальное сравнение Кепнера-Трегое, платежная матрица, дерево целей или решений, а также ме­тоды, основанные на теориях вероятности, предпочтений, по­лезности и др. Наиболее распространенным методом сравне­ния и оценки решений является метод "дерева решений", осо­бенно в ситуациях неопределенных, при наличии неуправ­ляемых факторов.

Выбор альтернативы — это кульминация в процессе при­нятия решения. Здесь возможно применение опыта прошлой деятельности, экспериментирования, методов исследования операций и системного анализа.

Эксперимент как метод выбора альтернативы убедителен, однако часто является дорогостоящим, что затрудняет его ис­пользование. Кроме того, экспериментальные условия могут не соответствовать реальным. Поэтому результаты эксперимента должны тщательно анализироваться. Следует отметить, что некоторые решения предполагают определенную апробацию, например, испытательный срок при найме на работу, испыта­ния технических средств. Гораздо чаще для сравнения альтер­натив и выбора наилучшего варианта используются так назы­ваемые кабинетные методы, основанные на анализе количе­ственных и качественных факторов, в том числе с использова­нием компьютерной техники.






Сейчас читают про: