Тема 3 Технология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения

Понятие процесса разработки и принятия управленческих решений. Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Факторы, ограничения и критерии, определяющие технологию разработки и принятия управленческих решений. Уровни и принципы принятия управленческих решений. Разработка алгоритма процесса принятия решения.

Процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми.

иповые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему сле­дует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях.

Типовой процесс принятия решений включает:

§ предварительное формулирование проблемы;

§ определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

§ выявление и установление ограничений;

§ составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

§ сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

§ точное формулирование поставленной задачи;

§ анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

§ разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

§ оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

§ принятие решения;

§ доведение решения до исполнителей;

§ выполнение решения и оценку результата.

Выбор метода решения проблемы влияет на перечень этапов и процедур технологического процесса поиска решения. Так, с позиции системотехники (науки о способах принятия решений в человеко-машинных системах) этапы решения проблемы включают:

• уточнение задачи и выбор целей;

• перечисление или изобретение альтернатив;

• анализ альтернатив;

• выбор наилучшего решения;

• предоставление результатов.

При использовании методов исследования операций и системного анализа как научных методов решения задач поэтапно определяются:

• цель, совокупность целей;

• альтернативные средства достижения цели;

• ресурсы;

• построение логической и математической моделей, взаимоувязывающих цели, альтернативные средства, факторы окружающей среды и ресурсы;

• критерии выбора альтернатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: