Ситуация 36

...В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...

Ситуация 37.

...На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются.

Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают.

Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то — насмешка.Как поступила учительница?

Ситуация 38.

...После звонка Антонина Васильевна заходит в свой первый класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кружат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой стали рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учительница сказала: «...»

Глава 3 КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И КЛАССА

3.1. КОЛЛЕКТИВ КЛАССА КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТНОШЕНИЙ

Конфликтные ситуации могут возникнуть между отдельными личностями, личностью и группой, а также между группами и более сложными сообществами.

По мере усложнения субъектов взаимодействия усиливается соответственно острота и масштаб конфликта.

Т.е., конфликтные отношения учителя и школьного класса значительно сложнее, чем с отдельными школьником, а соответственно более глубокими являются и последствия выхода из подобной ситуации.

Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности.

Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.

Считается, что, если не произвести реформу организации жизни ребенка, то реформы педагогических методов и технологий вряд ли приведут к успеху. И начинать надо с реформы социальной жизни личности, а не реформы педагогического метода.

Для учащихся средних и старших классов ведущую роль в процессе социализации играет самоопределение личности как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Особыми формами самоопределения являются коллективистическое и профессиональное самоопределение.

Как отмечает А.В. Петровский, «...Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям...» (58, 10)

В этой связи учителю необходимо знать, как личность -принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственно перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом. (61)

Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, о чем справедливо заметил А.В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью,...так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом». (58, 25)

В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность.

Известно, что молодежные группы, в том числе и учебные классы, являются в большей мере субъектами общения, чем субъектами деятельности. Ради сохранения положительных межличностных отношений учащиеся готовы принести в жертву интересы учебы, т.е. в системе ценностных ориентации класса происходит определенная деформация. (20)

Учитель же в своем поведении ориентируется в первую очередь на деловые, связанные с учебой, ценности. Подобная ситуация возникает иногда и в организационных отношениях. Школьники склонны к приоритету самоорганизации своей жизнедеятельности, а учителя стремятся навязать организацию детского коллектива извне.

Чтобы избежать крайних подходов к управлению детскими коллективами, желательно объединить функции внешних и внутренних факторов, для чего учителю необходимо знать состояние основных социально-психологических свойств детского сообщества - направленности его активности, организованности, психологического климата (психологической атмосферы). Для оценки (диагностики) указанных свойств можно использовать соответствующую рабочую программу, на основе которой можно выполнить ряд упражнений по закреплению имеющихся психологических знаний относительно управления детским коллективом.

ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ

(Описание методов и техники сбора и обработки данных) - отнесено в приложение (см Приложение № 3).

Данная Программа, переложенная на компьютер, позволяет получить очень удобную информацию об уровне развития школьного класса как коллектива для разных категорий пользователей. Так, на экране дисплея для психолога-теоретика дается социально-психологический «портрет» класса в научной терминологии (по схеме описания уровня группы Л.И. Уманского - А.С. Чернышева); для практиков - та же информация подается с экрана в «другой упаковке» на обычном языке по классификации групп, предложенной А.Н. Лутошкиным (см. стр.). Аналогично подается информация о характере субъектности класса, о лидерстве.

3.2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОГО КЛАССА

На основе нижеприведенных ситуаций оцените состояние основных свойств и уровень развития коллектива в соответствии с предлагаемым образцом (как ориентир).

Образец.

Ситуация 1.

Более половины учащихся школы составляют воспитанники Митьковского детского дома. В основном, они приходят в детский дом из неблагополучных семей, часто с устойчивыми вредными привычками в поведении, с устойчивым нежеланием занимаются учебным трудом и трудом на общественную пользу. Большинство воспитанников детского дома — такие дети, которых принято называть трудными. Работа с ними и является основной проблемой во всей воспитательной работе в школе и в детском доме. Случаев неправильного поведения можно привести много.

Лет 5 назад мне пришлось работать в 4-м классе. Из 25 учащихся этого класса 20 были воспитанниками детского дома. Они представляли сплоченную группу, которая оказывала упорное сопротивление учителям в организации учебного процесса. Многие отличались капризностью, лживостью, упрямством. Был в этой группе вожак Валерий С., слабого здоровья, маленький, щупленький. 'Но у сверстников пользовался необычайным авторитетом. Наблюдались частые случаи, когда этот Валерий уводил своих детдомовцев из школы в лес, срывая уроки.

Учительница, работавшая классным руководителем в 4-м классе, с этой группой ребят ничего не могла сделать. Пришлось в работу включиться мне. Я заинтересовался прежде всего Валерием С., организатором всех авантюрных дел с детдомовцами. Оказалось, что этого С. поддерживали некоторые старшеклассники, с которыми он был в дружбе.

Часто бывая в детском доме, я установил, почему старшие мальчики (тоже трудные подростки) поддерживали во всем этого С. Оказалось, что он снабжал их вкусной пищей за счет малышей. В столовой четвероклассники никогда не ели котлет, печенья, конфет, других вкусных вещей, а все отдавали С. Это я заметил, бывая в столовой. На мой вопрос, почему не едят, дети отвечали, что не хотят. С. все это относил своим шефам.

Чтобы навести порядок в классе, надо было развенчать перед четвероклассниками прежде всего их вожака. Но его поддерживали старшие мальчики. Надо было лишить С. их поддержки. Для этого была проведена большая работа среди старшеклассников, хотя она и не была, надо сказать, успешной. Хулиганы-старшеклассники не хотели расставаться с дармовым источником пищи.

Через год этих ребят, окончивших 9-й класс, мы устроили в ГПТУ в г. Брянск. Валерий, оставшись без поддержки и защиты, перестал быть опасным для своих одноклассников, и вскоре авторитет его пошатнулся. Мне пришлось наблюдать картину, когда они, увидев ничтожность, слабость своего кумира, вымещали на нем свои обиды. Пришлось вмешаться, чтобы они не причинили ему увечья.

Вскоре на классном собрании ему припомнили его проделки, и с той поры он перестал быть вожаком, ребята сторонились его, не принимали его в свою компанию.

Позже этот класс стал одним из самых дружных, сплоченных в школе.

На основе анализа данной ситуации нужно:

1. Провести самостоятельное обследование

реального класса, близкого по своим характеристикам к описанному в ситуации. (Результаты изучения можно обсудить на одном из занятий или описать в зачетной работе).

2. По итогам изучения можно сделать заключение о том, что в классе сложилась высокая сплоченность, но она не приносит положительного эффекта и радости всем школьникам, так как сочетается:

• с крайне недостаточно развитой направленностью активности класса (в классе преобладают отрицательные цели, ценности и мотивы);

• с жесткой организованностью, направленной на подавление слабых более сильным;

• с тяжелым психологическим климатом нагнетания страха и угрозы для большинства школьников, особенно ослабленных.

4. Оценить уровень развития класса как коллектива.

Судя по состоянию основных социально-психологических свойств, данный класс находится на этапе кооперации.

5. Определение психолого-педагогических рекомендаций по развитию детского коллектива.

Для оказания психолого-педагогической помощи данному детскому коллективу целесообразно использовать рекомендации психологов Р.С. Немова и А.Г. Кирпичника (см. книгу Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. Путь к коллективу. Раздел «Сплочение коллектива»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: