Ход переговорного процесса по вступлению России в ВТО в период 2003-2008 гг

С 7 июля 2003 года в Женеве проходил очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. 8 июля состоялось неформальное заседание рабочей группы (РГ) по вступлению России в ВТО, где был рассмотрен третий вариант доклада РГ по присоединению России к ВТО – ключевого документа, в котором должны быть отражены условия вступления. В этом документе, подготовленном секретариатом ВТО, обобщены итоги дискуссий, состоявшихся в Женеве в апреле 2003 года. Участники заседания одобрили предложенный ранее технический подход дальнейшей работы над Докладом РГ, который состоит в разбивке документа на три части.

В первую группу вошли вопросы, "совсем не требующие дальнейшего согласования, которые могут быть уже включены в итоговый доклад".

Ко второй группе относятся "вопросы, требующие небольших редакционных правок и уточнений".

В третью группу включены вопросы, "по которым необходимо проведение активных переговоров и серьезная работа".

В первую группу, в частности, вошли такие вопросы как описание российской системы судопроизводства и правоприменения, описание системы взаимоотношений между федеральной властью и субъектами Федерации, вопрос об экспортных субсидиях, которых в России нет. В третью группу вошли вопросы, касающиеся применения Россией тарифных квот, установления экспортных пошлин, законодательства в области мер по защите внутреннего рынка, поддержки сельского хозяйства и другие. По словам руководителя российской делегации на переговорах в Женеве – заместителя министра экономического развития и торговли Максима Медведкова, доля первой и третьей частей относительно невелика, основная масса вопросов приходится на вторую часть. Обсуждение третьего варианта итогового доклада продолжилось 10 июля на 20-м формальном заседании РГ.

По итогам заседания М. Медведков заявил о существенном сдвиге в ходе переговоров, который заключается, по его словам, в том, чтобы прекратить стадию ответов на вопросы об экономической политики России и перейти к обсуждению доклада рабочей группы: "Наступил переход от теоретических дискуссий, преследовавших нас последние годы, к реальным и прагматичным формам работы". По словам М. Медведкова, главные проблемы на переговорах представляют законодательство Российской Федерации в области валютного регулирования и валютного контроля, регулирования рынка алкоголя, тарифные квоты на сельскохозяйственные товары, зона свободной торговли, участие России в таможенных союзах.

По оценке М.Медведкова, российская сторона надеется завершить в 2003 году переговоры по доступу на внутренний рынок. В этом случае при благоприятном развитии событий не исключено присоединение России к ВТО к 2005 г.: "Вступить в ВТО в январе 2005 года реально, и дискуссия показала, что даже по не согласованным вопросам у нас нет фундаментальных противоречий с членами ВТО". М.Медведков заявил, однако, что по-прежнему есть фундаментальные противоречия по вопросу образования цен на энергоносители: "Если в конце переговоров останется один вопрос - по энергетике и от его решения будет зависеть присоединение России к ВТО, вряд ли мы будем рекомендовать Правительству делать этот шаг, потому что это может существенно изменить баланс уступок и преимуществ в негативную сторону. Это слишком большой блок вопросов, чтобы его ценой покупать членство в ВТО".

С 27 по 30 октября 2003 г. в Женеве проходил очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. В рамках раунда продолжилось обсуждение итогового доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО, ключевого документа, в котором будут отражены условия присоединения РФ. В состав Рабочей группы по России на этом этапе входили 69 стран.

На начало раунда среди нерешенных проблем были такие, как доступ на рынок ряда товаров (автомобили, гражданская авиатехника, мебель, мясные продукты), доступ на рынок финансовых и телекоммуникационных услуг, объемы господдержки агросектора и двойное ценообразование в области энерготарифов.

28-29 октября 2003 г. в многостороннем формате прошли неформальные заседания рабочей группы по вступлению России в ВТО. Обсуждались разделы доклада, над которыми шла работа последние три месяца: валютная и экономическая политика России, инвестиционный режим в РФ, политика в области конкуренции, основы формирования экономической политики и ее применения, права на обжалование, распределение полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, изъятия из импортного тарифа.

30 октября 2003 года состоялось очередное 21-е формальное заседание Рабочей группы.

Параллельно с заседаниями Рабочей группы в Женеве прошли многосторонние консультации и двусторонние переговоры в рамках процесса вступления России в ВТО. Так, 28 октября прошла многосторонняя встреча по доступу на рынок телекоммуникационных услуг, 29 октября - многосторонняя встреча по доступу на рынок финансовых услуг, 30 октября - многосторонние встречи по доступу на рынок услуг, изъятиям из РНБ (режима наибольшего благоприятствования) и по сельскому хозяйству.

Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров прошли с 20 странами, по доступу на рынок услуг - с 12-15 странами. Россияне встретились, в частности, с представителями Европейского союза, США, Канады, Индии, Новой Зеландии, Венгрии.

Главная цель всех этих заседаний - согласование конкретных разделов проекта доклада рабочей группы, в которых должны быть отражены условия присоединения России к ВТО.

30 октября 2003 г. члены рабочей группы подвели итоги двусторонних консультаций и определили график дальнейшей работы.

По итогам завершившегося раунда глава российской делегации, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков заявил, что переговорный процесс по вступлению России в ВТО "идет с положительной динамикой, он ускоряется и интенсифицируется".

По мнению председателя Рабочей группы Каре Брина (Норвегия), благодаря эффективной работе российской делегации и на конференции ВТО в Канкуне, и в ходе последних двусторонних переговоров и информационных встреч в Женеве "создан хороший задел для дальнейшего продвижения вперед".

С 23 ноября 2003 года в Вашингтоне проходил очередной раунд переговоров с США по присоединению России к ВТО, который продлился неделю. Обсуждались вопросы доступа на российский рынок товаров, услуг, применения в РФ нетарифных мер в торговле, вопросы в сфере сельского хозяйства и авиации.

"Основная проблема на переговорах с США - это курицы и самолеты", - шутливо заметил глава российской делегации на переговорах, заместитель министра экономического развития и торговли РФ М.Медведков. "С сохранением квот на импорт в Россию мяса птицы американская сторона уже согласилась. А вот вопрос размера пошлин на самолеты еще обсуждается", - сказал замминистра уже серьезно.

На переговорах в Вашингтоне обсуждались и другие вопросы, в частности, доступ на российский рынок телекоммуникационных, страховых и банковских услуг. Российская сторона настаивает на переходном периоде и сохранении ограничений в этих секторах. Так, предлагается на пять лет сохранить монополию "Ростелекома" на дальнюю связь с тем, чтобы завершить процесс реформирования в этом секторе.

Дополнительным важным шагом на пути России в ВТО стало подписание 26 ноября 2003 года протокола о завершении переговоров по доступу на рынок товаров с Новой Зеландией. Это был первый "товарный" протокол за всю историю переговоров. Подписание протокола дало российским переговорщикам надежду, что это событие окажет воздействие на других членов Кернской группы, куда вместе с Новой Зеландией входят Канада и Австралия, самые упорные "противники" принятия России в ВТО.

С 3 по 6 декабря 2003 года в Москве проходили переговоры с Евросоюзом по вступлению России в ВТО. На этих переговорах обсуждался весь комплекс вопросов торговли товарами и услугами, сельское хозяйство, системные вопросы, в частности, тарифные меры.

Российские власти подтвердили свою позицию, заявив, что не собираются идти на существенное снижение конкурентоспособности экономики страны, к которому приведет повышение цен на газ, ожидаемое от РФ администрацией Евросоюза.

Президент РФ Владимир Путин в ходе "круглого стола" промышленников России и Евросоюза назвал это требование "неоправданно жестким", а советник президента Андрей Илларионов заявил, что "от такого решения проиграют и Россия, и члены Евросоюза". "Мы постоянно слышим заверения ЕС о поддержке вступления России в ВТО. Но на деле, к сожалению, из раза в раз сталкиваемся, по нашему мнению, с неоправданно жесткими требованиями, которые фактически блокируют вступление России в ВТО", - сказал В.Путин.

"У нас нет принципиальных разногласий с ЕС по вопросу о внедрении рыночных принципов в российский ТЭК", - сказал В. Путин. Он подчеркнул, что разногласия России с ЕС "касаются только темпов и конкретных форм таких преобразований".

В Женеве с 15 декабря 2003 г. проходил очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Генеральный совет ВТО назначил новым председателем Рабочей группы по присоединению России к ВТО представителя Исландии Стефана Йоханнессона.

Подводя итоги переговоров с ВТО 2003 года, М.Медведков отметил, что Россия завершила переговоры с десятью странами-членами ВТО, с 15-20 государствами переговоры находятся на завершающей стадии.

Медведков подчеркнул, что Россия значительно продвинулась в переговорах по сельскому хозяйству. Не урегулированными, по его словам, пока остаются вопросы, связанные с доступом на российский рынок телекоммуникационных, финансовых и транспортных услуг.

"Однако и здесь есть значительное продвижение вперед. Если год назад было 12 секторов разногласий, то сейчас их осталось всего три", - сказал заместитель министра экономического развития и торговли.

Он подчеркнул, что переговоры с ЕС и США идут "в очень конструктивном духе". "Партнеры нацелены на конечный результат, и по большинству направлений мы знаем, как найти решение", - отметил Медведков.

26 января 2004 года в Брюсселе прошел недельный раунд переговоров по вступлению России в ВТО. Обсуждались проблемы доступа на российский рынок сельскохозяйственной продукции и страховых услуг. В ходе переговоров в Брюсселе российской делегации удалось урегулировать с экспертами ЕС большинство спорных вопросов по присоединению России к ВТО. "Список разногласий с ЕС по товарам сократился до двух позиций. Неурегулированным остается уровень тарифной защиты отечественного автомобиле- и самолетостроения", - сообщил источник в российской делегации. По его словам, еще остались неурегулированными 78 вопросов по доступу на российский рынок услуг, в том числе финансовый и телекоммуникационный.

Газовые вопросы обсуждались на более высоком уровне – 30 января состоялась встреча министра экономического развития и торговли РФ Г.Грефа и комиссара ЕС по торговле П.Лами.

По итогам проведенных переговоров Г.Греф заявил, что разногласия с ЕС по тарифным вопросам сведены до минимума – буквально до двух позиций. Правда, речь идет о самых сложных проблемах: ставках таможенных пошлин на иномарки и самолеты. Известно, что европейцы добиваются существенного и быстрого снижения пошлин на эти товары. В Москве настаивают на значительном переходном периоде после вступления в ВТО, в течение которого импорт иномарок и самолетов будет облагаться по крайней мере по нынешним ставкам.

2 февраля 2004 г. в Женеве начался очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. Состоялся ряд двусторонних и многосторонних переговоров. Вопросы доступа на рынки товаров обсуждались с представителями 20 стран, на рынки услуг - с 10-15 странами. 5 февраля прошло заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. На заседание Рабочей группы были вынесены отдельные пункты проекта итогового доклада о присоединении России к ВТО. Обсуждались 10 разделов доклада, среди которых - внутреннее налогообложение, применение НДС, транзит товаров и функционирование таможенных союзов в свободных экономических зонах.

Всего в Женеве за неделю российская делегация провела не менее 25 тарифных переговоров и не менее 15 переговоров по услугам. Также проведены многосторонние встречи, посвященные вопросам сельского хозяйства, обсуждению нового Таможенного кодекса РФ и квотам на импорт мяса.

13 февраля 2004 года был подписан двусторонний протокол об условиях доступа товаров на российский рынок между Россией и Израилем в рамках переговоров о вступлении РФ в ВТО. Израиль стал четвертой страной, с которой подписаны соответствующие документы. Ранее были подписаны протоколы с Новой Зеландией, Молдавией, а также Киргизией. С Киргизией помимо тарифных вопросов сняты и все остальные разногласия в рамках присоединения России к ВТО. Принципиальная договоренность по этому вопросу также достигнута еще с десятью государствами, в частности, с Латвией, Венгрией, Чили, Венесуэлой, Оманом, Боливией.

Со 2 по 5 марта 2004 г.в Женеве состоялся очередной раунд двусторонних переговоров. Российская сторона заявляет о своей готовности увеличить до 25% квоту на доступ иностранного капитала в банковский сектор РФ. 5 марта М.Медведков провел в Женеве консультации с председателем Рабочей группы Стефаном Йоханнессоном, после чего состоялось неформальное заседание группы. Участники встречи рассмотрели 10 разделов итогового доклада Рабочей группы, представленные в ВТО российской делегацией. В доклад вошли такие ключевые для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка, таможенные союзы в зонах свободной торговли, специальные экономические зоны и различные аспекты торгового и таможенного законодательств.

16 апреля 2004 г. Россия подписала протоколы о завершении переговоров в рамках присоединения РФ к ВТО с Венгрией, Чехией, Латвией и Литвой.

С 18 апреля 2004 г. в Москве проходил очередной раунд переговоров с Евросоюзом. На этот раз было выбрано необычное место проведения раунда - в лесу, на берегу Волги, в 30 км от города Кстово Нижегородской области. Этот раунд был назван "Кстовским". Делегацию Евросоюза возглавил директор департамента по торговле еврокомиссии Мауро Петричионе. Столь необычный формат, как пояснил источник в российской делегации, был выбран не случайно. "Это делается для того, чтобы наши партнеры могли своими глазами убедиться, что жесткость позиции России по поводу внутренних цен на газ и размера субсидий сельскому хозяйству обусловлена не какой-то прихотью, а четким экономическим расчетом. И то, что резкое изменение условий работы в этих сферах может повлечь негативные процессы во всей российской экономике". Гостей повезли сначала по традиционному туристскому маршруту (Кремль, Волга, ярмарка), а потом погрузили в трущобы. Как рассказал источник в российской делегации, "это произвело на европейцев неизгладимое впечатление. Мы хотели показать, как много еще предстоит сделать и сколько еще надо потратить денег, чтобы жизнь в нашей стране хотя бы отдаленно приблизилась к европейскому уровню". Главное внимание пришлось на энергетический пакет. "Пути решения проблемы уже видны, но дьявол, как всегда, спрятался в деталях", - сказал участник переговоров, депутат Госдумы Алексей Лихачев.

12 мая 2004 г. в Париже стартовал очередной раунд, во время которого министр экономразвития РФ Г.Греф встретился с торговым представителем США Р.Зелликом. "В ходе переговоров были определены наиболее чувствительные вопросы и была достигнута договоренность, что в ближайшие два месяца ударными темпами будут найдены алгоритмы их решения.

21 мая 2004г. произошло одно из важнейших событий в истории переговорного процесса – на саммите Россия – Евросоюз был подписан протокол о завершении переговоров с ЕС по вступлению России в ВТО. Подписанный протокол определяет условия взаимного доступа на рынки товаров РФ и ЕС. Согласно предварительным договоренностям с ЕС, средневзвешенная ставка импортного тарифа в отношении товаров из ЕС после присоединения РФ к ВТО и по истечении запланированных переходных периодов снизится примерно на 1,5 процентного пункта - с нынешних 11,9% до примерно 10,5%. Снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа произойдет в основном за счет снижения импортных пошлин на технологическое оборудование, доля импорта которого из ЕС составляет примерно 37% от всего импорта из Евросоюза. В отношении импортных пошлин на сельхозтовары удалось достичь договоренности о сохранении существующих в настоящий момент ставок.

28 мая 2004 г. Россия и Грузия подписали протокол о завершении двусторонних переговоров в рамках вступления РФ в ВТО. Грузия стала второй страной СНГ, с которой Россия подписала протокол о завершении двусторонних переговоров в рамках вступления РФ в ВТО. До этого такой протокол был подписан с Киргизией.

31 мая 2004 г. был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров в рамках присоединения России к ВТО с Оманом. Подписанный протокол стал для России 12-м по счету соглашением о завершении двусторонних переговоров России в рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО. России оставалось завершить переговоры еще примерно с 35 странами по доступу на рынок товаров и примерно с 15 странами - по доступу на рынок услуг.

15-16 июля 2004 г. в Женеве прошел очередной раунд переговоров, во время которого Китай неожиданно заявил о необходимости повышения внутренних российских цен на газ до уровня экспортных. Кроме того, осложнились переговоры с США и Бразилией. Бразильцы настаивали на том, что российское правительство неправильно рассчитало мясные тарифные квоты. США потребовали от России "конкретных мер в обеспечении прав на интеллектуальную собственность". А именно: усилить борьбу с пиратской аудио- и видеопродукцией. Однако, по итогам следующих российско-китайских встреч России удалось урегулировать с Китаем вопрос о российских ценах на газ.

14 февраля 2005 года в Женеве начался очередной раунд переговоров по вступлению России в ВТО. Как заявил глава российской делегации М.Медведков, удалось добиться определенного прогресса с целым рядом стран, включая Норвегию, Японию, США и Канаду. США подтвердили свое намерение завершить двусторонние переговоры с Россией до конца этого года.

На заседании Рабочей группы по присоединению России к ВТО в Женеве 16 февраля 2005 г. обсуждались комментарии, подготовленные секретариатом ВТО по итогам обсуждения третьей редакции итогового доклада Рабочей группы, который был представлен в ноябре 2004 года. Больные вопросы: применение нового Таможенного кодекса российскими чиновниками, слишком жесткие ветеринарные и фитосанитарные меры, возросшее влияние государства на экономику, планы введения предотгрузочной инспекции, "слишком дешевые" российские газ и удобрения.

24 февраля 2005 г. президенты США и РФ Дж.Буш и В.Путин обсудили вопрос присоединения РФ к ВТО. Главная претензия американцев касалась российских цен на энергоносители. Они также были озабочены состоянием их рынка удобрений, который существенно страдает от российского импорта. "Россия готова идти на разумные компромиссы, но эти уступки не должны превышать обязательства, которые все страны берут на себя при вступлении в ВТО", - сказал Путин по итогам встречи.

В первой половине 2005 г. прошли переговоры с более чем 20 странами, в том числе с Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом.

26-28 июля 2005 года, в Женеве, состоялись переговоры с 13 членами ВТО (среди них - США, Бразилия, Индия, Перу, Уругвай, Гондурас, Доминиканская Республика, Швейцария). Были продолжены переговоры по доступу на рынок товаров с наиболее активными и значимыми членами РГ по присоединению России к ВТО - США, Индией, Бразилией.

27-ое заседание РГ прошло в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем были подняты вопросы системного развития законодательства, а также «подстройки» действующего российского законодательства в соответствии с нормами ВТО. Состоялись также трехсторонние консультации с ЕС и США по вопросам обязательств Российской Федерации и двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг с Канадой, Японией, Швейцарией, Мексикой. Был парафирован протокол о завершении переговоров по доступу товаров и услуг с Турцией, который был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе визита Министра Г.О. Грефа в эту страну.

В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров по условиям доступа на рынок товаров и услуг, консультаций по системным вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования рисков. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.

С 14 по 20 июля 2005 г., в Брюсселе, проведены двусторонние консультации по системным вопросам с представителями ЕС. В ходе консультаций обсуждались новые формулировки текста следующих разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО: экспортные пошлины, количественные ограничения при экспорте, таможенное регулирование и таможенные тарифы, таможенная оценка, транзит, связанные с торговлей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, субсидии, антидемпинговые и специальные защитные меры, транспарентность системы регулирования внешней торговли. По большинству разделов удалось достигнуть компромисса в согласовании формулировок обязательств, которые Россия возьмет на себя после присоединения к ВТО.

C сентября 2005 года по февраль 2006 Россия завершила переговоры о вступлении в ВТО со следующими странами: Эквадор, Монголия, Аргентина, Исландия, Боливия, Перу, Япония, Хорватия, Малайзия, Парагвай, Филиппины, Никарагуа, Канада, Египет, Доминиканская Республика, Гондурас, Уругвай Бразилия, Швейцария и Индия.

За этот период состоялось два раунда переговоров в рамках присоединения России в ВТО. К очередному раунду 12-16 сентября 2005 Россия завершила двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с 33 странами-членами ВТО, на долю которых приходится более 87% внешнеторгового оборота РФ, и с 16 странами - по доступу на рынки услуг. На раунде 13-21 октября 2005 стало ясно, что в 2005 году Россия уже не успевает завершить переговоры и вступить в ВТО. Однако, тогда же удалось договориться с Аргентиной и Бразилией. В итоге осталось еще восемь стран, с которыми не договорились на тот момент – США, Канада, Австралия, Колумбия, Малайзия, Филиппины, Швейцария, Уругвай. Участники переговоров указали, что есть проблемы и с уровнем господдержки в России сельского хозяйства, и с двойными ценами на газ, защитой интеллектуальной собственности, с техническими барьерами в торговле, санитарными и фитосанитарными мерами, госзаказом. Серьезной критике по-прежнему подвергается таможенное законодательство.

13-19 декабря 2005 года в Гонконге (Китай) на Шестой Министерской конференции ВТО российская делегация во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом провела переговоры с более чем десятью странами, подписала четыре протокола - с Парагваем, Филиппинами, Никарагуа и Канадой.

25–29 января 2006 состоялись переговоры на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), который также принес несколько протоколов о завершении переговоров - с Бразилией, Швейцарией, Австралией и Индией.

Таким образом, на февраль 2006 осталось 3 страны, с которыми осталось подписать протоколы – Австралия, Колумбия и США. Россия и Австралия уже близки к завершению переговоров о присоединении РФ к ВТО и соответствующий протокол может быть подписан уже к концу февраля 2006г. Еще один вопрос, который предстояло решить до вступления России в ВТО, - об экспорте сахара из Колумбии - также решен. США остаются одной из "проблемных стран" по переговорам в рамках ВТО, и ключевой вопрос, который обсуждается сейчас с американской стороной, - это условия доступа иностранных банков и страховых организаций на российский рынок.

За эти полгода в крупнейших регионах России прошли конференции, посвященные вопросу присоединения страны к ВТО и защите интересов национального бизнеса. 28 октября 2005 в Калуге состоялась конференция "Вступление России во Всемирную торговую организацию: возможные последствия для экономики региона". 21 сентября 2005 в Магнитогорске обсудили перспективы вступления России в ВТО. 6 сентября 2005 возможные последствия вступления России в ВТО обсудили в Челябинске в рамках конференции "Присоединение России к ВТО и интересы бизнеса". 5 сентября 2005 в Петропавловске-Камчатском состоялась конференция "Присоединение России к ВТО и интересы бизнеса".

Помочь России вступить в ВТО решил Евросоюз. 20.01.2006 в Москве состоялся официальный запуск проекта по присоединению России к ВТО. В рамках конференции "От Гонконга до участия России в ВТО", проводимой под эгидой Министерства экономического развития и торговли РФ и представительства Еврокомиссии в РФ. Проект сотрудничества будет касаться процесса проведения правовой реформы, связанной с присоединением к ВТО, возможностей российского правительства выполнять свои обязательства и информирования представителей российского бизнеса и других заинтересованных лиц о преимуществах и вызовах присоединения к ВТО. Бюджет проекта составил 3 млн евро.

18-20 февраля 2008 г. были проведены двусторонние консультации с представителями Бразилии, США, Канады и Австралии по вопросам поддержки сельского хозяйства в рамках присоединения к ВТО. Членам ВТО неофициально были переданы заложенные в бюджет на 2008-2009 гг. и прогнозные для 2010-2012 гг. данные по поддержке сельского хозяйства в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (с разбивкой по ящикам).

Члены приняли к сведению информацию и обещали донести ее до своих столиц, однако Бразилия, Канада и Австралия вновь выступили с возражениями в отношении отстаиваемого Россией уровня поддержки.

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2008 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Были в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг (результаты договоренностей были опубликованы на сайте Минэкономразвития России 24 ноября 2006 г.).

Следует подчеркнуть, что Россия не стремилась присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) принимались на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: