Традиционные оценки риска невозможно свести в 1 показатель, т.к. факторы риска нельзя агрегировать для разных рынков. Меры риска не измеряют капитал под риском, поэтому с их помощью трудно анализировать кач-во управления портфелем с учетом риска. Затруднен контроль рисков.
В 90-ые получила распространение методология Var, предложенная базельским комитетом для оценки рисков потенциальных убытков в результате неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Этот подход позволяет получить оценку max снижения стоимости портфеля А или П за период при условии, что фактические убытки не превысят заданного предела при неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
Различают 2 подхода к оценке Var:
1) основан на локальном оценивании, т.е. линейной аппроксимации функции стоимости фин инструмента;
2) полное оценивание (метод Монте-Карло)
Метод Var не применяется при высокой инфляции. Используется: для оценки кач-ва работы, при установлении лимитов, во внутреннем контроле, оценка валютного, кредитного риска, при расчете достаточности капитала с учетом рыночного риска портфеля. Пересчет Var ежедневно. Историческая база данных – 1 год.
|
|
Рассчитывается корреляция внутри групп и между ними. Цены стахостические.
Этапы а-за: 1) расчет средней дох-ти (расходов) в базовой валюте; 2) расчет среднеквадратического отклонения; 3) расчет ожидаемой доходности (себестоимости); 4) расчет доходов (расходов), подверженных риску; 5) расчет средневзвешенных сроков до погашения А и П; 6) расчет корреляции между доходностью и себестоимостью; 7) расчет ожидаемой прибыли = ожидаемый доход, взвешенный по срокам до погашения – ожид себестоимость, взвешенная по срокам до погашения – ожид величина общих банковских расходов за период; 8) расчет прибыли, подверженной риску.
50. Анализ процесса бюджетирования, планирование отдельных статей бюджета
Бюджет – совокупность плановых объемов доходов и расходов, налоговых платежей и фин. результатов.
Цель бюджетного планирования – определить оптимальную структуру и объем Д и Р, получить прибыль, повысить эффективность и производительность.
Стадии бюджетирования:
1. установка лимитов
2. планирование бюджета
3. сбор данных
4. контроль за исполнением бюджета
5. анализ расхождений между фактом и планом.
Плановый объем прибыли на год опр-ся необходимым объемом инвест.программы и отчислениями в фонды с учетом факторов:
1. созд-е резервов по рисковым активам
2. наращивание ресурсной базы, СК
3. обеспечение ликвидности.
При планировании процентных Д и Р берутся средние остатки А и П и процентные ставки. Базой для планирования ставок являются факт.ставки, скорректир-ные с учетом реш-й гос.органов и индивидуальных договорных ставок.
|
|
Планирование комиссионных Д и Р исходя из:
1. динамики, сложившейся на протяжении 3 мес.
2. единых темпов роста для всех подразделений
3. изменения вознаграждений
4. роста клиентской базы.
Планирование прочих банковских Д и Р:
в части операций между филиалами исходя из:
1. ставок платы по субкор.счетам
2. затрат на покупку, продажу и перевозку наличности
3. прогнозного состояния кор.счета
за исключением межфилиала исходя из:
1. факта по каждой статье, динамики в течение нескольких лет
2. прогноза изменения вал.курса
3. изменения рыночной стоимости ценных бумаг.
Планирование операционных Д и Р
за исключением сметы исходя из:
1. факта по каждой статье, динамики в течение нескольких лет
2. изменения в налоговом закон-ве.
в части расходов на содержание персонала исходя из:
1. факт.числен-ти работников
2. изменения тарифной ставки
3. уровня инфляции
4. изменения закон-ва по оплате труда.
Методы анализа:
1. план-факт
2. ранжирование постатейных Д и Р
3. кластерный а-з – объединение статей в группы по признакам
4. а-з трендов – учитывает изменения показателей в течение заданного периода