Уч. Год

Семипалатинская государственная медицинская академия

ФАКУЛЬТЕТ: медико-профилактическое дело

КАФЕДРА: гигиенических дисциплин

КУРС: эпидемиологии

Методические указания к практическому занятию

(для студентов)

ТЕМА:Структура и содержание эпидемического метода исследования. Основные понятия эпидемической диагностики. Эпидемиологическое обследование очагов. Нозогеография инфекционных болезней. Санитарно – эпидемиологическая разведка и наблюдение.

Составитель:

уч. Год

Обсуждено на заседании кафедры

гигиенических дисциплин

Протокол №____ от «_____» __________ 2004г.

Утверждено: зав. курсом эпидемиологии

Ст. препод._________________ Г.Д.Довгаль

1. Тема: Структура и содержание эпидемического метода исследования. Основные понятия эпидемической диагностики. Эпидемиологическое обследование очагов. Нозогеография инфекционных болезней. Санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение.

2. Количество учебных часов:

3. Актуальность темы: Знания по данной теме необходимы для правильного обследования очага и предотвращения вспышки заболевания. Студент также должен уметь оформлять документацию, так как это непосредственно связанно с его будущей профессией.

4. Цели занятия:

· Студент должен знать:

1. Понятие «Эпидемиологический процесс», его структура, формы проявления.

2. Морфологию возбудителей инфекционных заболеваний.

3. Организацию противоэпидемической работы.

4. Понятие «Эпидемиологический надзор».

· Студент должен уметь:

Проводить профилактические и дезинфекционные мероприятия в очагах инфекционных заболеваний, участвовать в проведении эпидемиологического надзора под контролем врача эпидемиолога. Правильно оформлять документацию.

5. Вопросы для подготовки к занятию:

· По базисным знаниям:

1. Механизм развития эпидемиологического процесса

2. Эволюция возбудителей инфекционных болезней

3. Механизм передачи инфекции

4. противоэпидемические мероприятия и управление эпидемиологическим процессом

· По теме настоящего занятия:

1. Методику обследования эпидемиологического очага инфекционных заболеваний.

2. Методику проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий в очаге инфекционных заболеваний.

3. Проведение эпидемиологического надзора в очаге.

4. Методику санитарно-эпи разведки и наблюдения.

6. Информационно-дидактический блок:

Эпидемический метод - это специфическая совокупность приемов и способов, позволяющих обеспечить наиболее полное познания явлений эпидемиологического порядка, т.е. возникновения, распространения, профилактики, борьбы ликвидации болезней человека.

Эпидемический метод включает как специфические, свойственные только эпидемиологии способы исследования: например эпидобследование, эпидемиологический эксперимент, так и разработанные и применяемые в других отраслях знания (лабораторные, энтомологические, эпизоотологические, историко-географические, статистические и другие), привлекаемые для эпидемиологических целей и в связи с этим приобретающие специфическую направленность. Органическими компонентами эпидемиологического метода является эпидемиологический анализ и синтез данных. Эпидемиологический метод включает различные методические подходы, приемы и способы.

С помощью эпидемических методов выявляются конкретные условия и механизмы развития заболеваний в конкретной обстановке. По мнению В.В. Белякова общий алгоритм эпидемиологической диагностики включает:

1. Оценку проявлений эпидемического процесса по территории, среди различных групп населения и во времени (обнаружение территории, групп населения, отдельных коллективов риска и времени риска);

2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая качества и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемического процесса (формулирование гипотез о факторах риска);

3. Проверку сформулированных гипотез и расшифровку механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболевании, достаточных для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических мероприятии;

Ближайший и/или отдаленный показатель заболеваемости оценку достоверности гипотез о факторах риска по эффекту, определения эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод).

Структура эпидемиологического метода включает разделы методических приемов в той логической последовательности, которая обеспечивает достижение целей исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: