Семипалатинская государственная медицинская академия
ФАКУЛЬТЕТ: медико-профилактическое дело
КАФЕДРА: гигиенических дисциплин
КУРС: эпидемиологии
Методические указания к практическому занятию
(для студентов)
ТЕМА:Структура и содержание эпидемического метода исследования. Основные понятия эпидемической диагностики. Эпидемиологическое обследование очагов. Нозогеография инфекционных болезней. Санитарно – эпидемиологическая разведка и наблюдение.
Составитель:
уч. Год
Обсуждено на заседании кафедры
гигиенических дисциплин
Протокол №____ от «_____» __________ 2004г.
Утверждено: зав. курсом эпидемиологии
Ст. препод._________________ Г.Д.Довгаль
1. Тема: Структура и содержание эпидемического метода исследования. Основные понятия эпидемической диагностики. Эпидемиологическое обследование очагов. Нозогеография инфекционных болезней. Санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение.
2. Количество учебных часов:
|
|
3. Актуальность темы: Знания по данной теме необходимы для правильного обследования очага и предотвращения вспышки заболевания. Студент также должен уметь оформлять документацию, так как это непосредственно связанно с его будущей профессией.
4. Цели занятия:
· Студент должен знать:
1. Понятие «Эпидемиологический процесс», его структура, формы проявления.
2. Морфологию возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Организацию противоэпидемической работы.
4. Понятие «Эпидемиологический надзор».
· Студент должен уметь:
Проводить профилактические и дезинфекционные мероприятия в очагах инфекционных заболеваний, участвовать в проведении эпидемиологического надзора под контролем врача эпидемиолога. Правильно оформлять документацию.
5. Вопросы для подготовки к занятию:
· По базисным знаниям:
1. Механизм развития эпидемиологического процесса
2. Эволюция возбудителей инфекционных болезней
3. Механизм передачи инфекции
4. противоэпидемические мероприятия и управление эпидемиологическим процессом
· По теме настоящего занятия:
1. Методику обследования эпидемиологического очага инфекционных заболеваний.
2. Методику проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий в очаге инфекционных заболеваний.
3. Проведение эпидемиологического надзора в очаге.
4. Методику санитарно-эпи разведки и наблюдения.
6. Информационно-дидактический блок:
Эпидемический метод - это специфическая совокупность приемов и способов, позволяющих обеспечить наиболее полное познания явлений эпидемиологического порядка, т.е. возникновения, распространения, профилактики, борьбы ликвидации болезней человека.
|
|
Эпидемический метод включает как специфические, свойственные только эпидемиологии способы исследования: например эпидобследование, эпидемиологический эксперимент, так и разработанные и применяемые в других отраслях знания (лабораторные, энтомологические, эпизоотологические, историко-географические, статистические и другие), привлекаемые для эпидемиологических целей и в связи с этим приобретающие специфическую направленность. Органическими компонентами эпидемиологического метода является эпидемиологический анализ и синтез данных. Эпидемиологический метод включает различные методические подходы, приемы и способы.
С помощью эпидемических методов выявляются конкретные условия и механизмы развития заболеваний в конкретной обстановке. По мнению В.В. Белякова общий алгоритм эпидемиологической диагностики включает:
1. Оценку проявлений эпидемического процесса по территории, среди различных групп населения и во времени (обнаружение территории, групп населения, отдельных коллективов риска и времени риска);
2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая качества и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемического процесса (формулирование гипотез о факторах риска);
3. Проверку сформулированных гипотез и расшифровку механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболевании, достаточных для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических мероприятии;
Ближайший и/или отдаленный показатель заболеваемости оценку достоверности гипотез о факторах риска по эффекту, определения эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод).
Структура эпидемиологического метода включает разделы методических приемов в той логической последовательности, которая обеспечивает достижение целей исследования.