Стратегический анализ предприятия является необходимой исходной информационной базой для принятия решений по стратегическому управлению.
Этапы анализа:
1.мониторинг внешней среды
2.первичный(предварительный) анализ сильных и слабых сторон предприятия в отрасли по отношению к вероятным конкурентам
3. выявление изменений факторов внешней среды, представляющих угрозу для осуществления выбранной стратегии
Существует 2 подхода к стратегическому анализу и соответственно 2 группы методов такого анализа:
1.Методы, обеспечивающие оценку различных сфер деятельности и учитывающие один или ограниченное число элементов.
2.Комплексные методы стратегического анализа.
Реализация первого подхода к стратегическому анализу обеспечивают матричные методы. Центральным элементом общего механизма этих методов является процедура построения матрицы, графически описывающей различные сферы деятельности предприятия относительно определённых стратегических переменных (темп роста рынка, доля рынка и т.д.).
|
|
Используются следующие матричные методы:
1.матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
2.модифицированная матрица БКГ
3.матрица Ансоффа
4.метод консалтинговой фирмы «Артур Д. Литтл»(АДЛ)
5.модели МакКинси и Шелла
Матричные методы используются в двух случаях:
- при диагностировании положения предприятия на рынке по отношению к его конкурентам;
- при диагностировании ассортиментной структуры продукции предприятия относительно ситуации на рынке.
Использование матричных методов предусматривает следующие стадии оценки анализа:
- стратегическое сегментирование структурных подразделений предприятия, выпускающих его главные изделия, связанное с определением стратегических бизнес-единиц;
- установление стратегического положения выделенных стратегических сегментов (структурных подразделений или бизнес-единиц) и предприятия в целом;
- формулирование выводов для определения стратегии предприятия и его структурных подразделений.
Матричные методы имеют ограниченное применение при серьёзном стратегическом анализе и могут быть полезными для предварительных оценок.
Комплексные методы стратегического анализа являются базовыми при оценке сильных и слабых сторон предприятия и его внешней среды. Они включают:
- SWOT -анализ;
- метод CCF;
-метод SPASE.
Методы SWOT-анализа и CCF разработаны для стратегического анализа больших и средних предприятий. Метод SPASE предназначен для стратегического анализа средних и малых предприятий.
SWOT-анализ является инструментом быстрой комплексной оценки стратегического положения предприятия в условиях изменяющейся внешней среды и обеспечивает оценку его сильных и слабых сторон, а так же дополнительных возможностей и угроз.
|
|
Использование SWOT-анализа позволяет провести оценку стратегического баланса возможностей предприятия. При этом сильные стороны должны быть использованы как основа для формулирования стратегии и конкурентного преимущества предприятия.
Метод-SPASE предусматривает определение и анализ стратегического положения предприятия на основании двух групп факторов:его внутреннего состояния и внешнего положения. Каждая группа состоит из некоторого множества переменных, поэтому метод является многокритериальным.
При применении этого метода выделяют четыре группы критериев оценки предприятия:
·финансовые возможности предприятия;
·конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке;
·привлекательность отрасли, где действует предприятие;
·стабильность отрасли.
При формулировании критериев оценки необходимо принимать во внимание специфику конкретного предприятии, стоящие перед ним задачи, имеющиеся у него производственные возможности и навыки, а так же принятую им систему ценностей.
Анализ состояния предприятия.
Одной из главных составляющих стратегического анализа состояния предприятия и оценки его сильных и слабых сторон являются издержки на производство и сбыт продукции или услуг. Анализ включает сравнение издержек предприятия с издержками его основных конкурентов по всей технологической цепочке бизнес-процессов. Но стратегический анализ не ограничивается только издержками. При оценке издержек стратегическому анализу подвергается выполнение основных функций и процессов в цепочке создания ценностей на уровне предприятия в целом.
Основными целями стратегического анализа состояния предприятия являются:
1.выявение лучшей практики выполнения определённого вида деятельности и наиболее эффективного способа минимизации издержек;
2.определение конкретной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия по издержкам, если затраты на выполнение данного вида деятельности оказались выше, чем у конкурентов;
3.определение возможностей предприятия с учётом оценки его конкурентных преимуществ и результатов мониторинга внешней среды.
Содержание анализа предприятия с целью определения его сильных и слабых сторон включает оценку и анализ состояния в основных функциональных зонах предприятия, в том числе: маркетинговая, финансовая, производственная деятельности, анализ персонала, имиджа и ценностей предприятия. Такой анализ принято в менеджменте называть управленческим анализом.
Для обеспечения результативного стратегического анализа и стратегического управления в целом, а так же объективной оценки сильных и слабых сторон приходится достраивать или создавать заново систему управления предприятием. Часто наиболее ценная стратегическая информация скрыта внутри предприятия не только в виде готовых знаний, но и в виде ещё не родившихся идей, которые необходимо «извлечь» из голов специалистов и менеджеров.