double arrow

Внедрение центров финансового учета и ответственности на предприятии. Бюджетирование и формирование финансовой структуры организации


Центр финансового учёта представляет собой подразделение предприятия. Оно не должно обязательно совпадать со структурным подразделением, которое определяется действующей организационной структурой предприятия. Цент учёта возглавляется конкретным должностным лицом, на которое возлагается принятие управленческих решений по вопросам, закреплённым за этим центром, и ответственность за результаты их принятия.

В зависимости от характера деятельности подразделения предприятия, обеспечивающего финансовый учёт, выделяют следующие виды центров ответственности: центры затрат, центры прибыли, центры дохода, центры инвестиций и д.р.

Принципы формирования центров учёта и ответственности:

1.Функциональный принцип предусматривает раздельный учёт затрат предприятия по определённым видам деятельности. Все виды деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать обособленно в рамках одного предприятия. Основными критериями определения конкретных задач при формировании центров являются цели управления, система контроля затрат, специализация подразделений и величина их затрат.

2.Территориальный принцип используется в сочетании с функциональным разделением затрат на предприятии и предполагает дополнительное формирование центра ответственности на базе территориально обособленного подразделения, которое в этом случае может учитывать как несколько функций, так и одну.

3.Принцип сходства структуры затрат предполагает объединение в одном центре финансового учёта объектов с одинаковыми калькуляциями и нормативами затрат.

4.Принцип соответствия организационной структуре формируемых центров предусматривает возложение ответственности за финансовый учёт на существующие структурные подразделения.

Выбор того или иного принципа выделения центров ответственности зависит от особенностей деятельности предприятия и его организационной структуры.

При определении центров ответственности принимают во внимание технологическую структуру предприятия, а затем рассматривают горизонтальное и вертикальное разделение труда при организации его деятельности. Это позволяет сочетать централизованное руководство предприятием с максимально возможной децентрализацией и инициативой руководителей структурных подразделений.

Основными предпосылками формирования и организации учёта и управления через центры финансового учёта являются чёткое разграничение затрат, зависящих от функций того или иного центра с учётом выделения трёх элементов издержек: материальных, трудовых и общих.

Главной задачей при выделении центров финансового учёта (центров ответственности) является определение их структуры и схемы распределения затрат, доходов и прибыли между ними.

Бюджетирование и формирование финансовой структуры организации

Процесс бюджетирования направлен на достижение следующих целей:

- планирование, организация контроля и оценка финансовых показателей хозяйственной деятельности;

- определение потребностей в денежных ресурсах;

- координация деятельности подразделений предприятия в ходе реализации целей;

- оптимизация затрат и прибыли в процессе хозяйтсвенной деятельности.

Бюджетирование можно представить как систему, реализующую специфический метод формирования финансовых результатов деятельности предприятия, отражаемых в основных плановых и отчётных документах.

В рамках бюджета финансовый результат деятельности предприятия дифференцируется в виде отдельных статей из которых он формируется.

Внедрение бюджетирования включает 3 этапа:

1.На первом этапе осуществляется структуризация статей бюджета и схем их консолидации. Реализация первого этапа позволяет организовать планирование финансовых показателей в разрезе статей бюджета и анализ влияния конкретных отклонений на достижение прогнозируемого финансового результата. Анализ результатов выполнения бюджетов позволяет так же оценивать влияния внутренних и внешних факторов деятельности предприятия на его финансовые результаты и финансовое положение.

2. На втором этапе должны быть распределены функции бюджетного планирования. Планирование конкретных стаей бюджета распределяется по центрам финансового учёта, используя их возможную компетентность в определении реальных значений конкретных финансовых показателей. Организационно реализация второго этапа связана с разработкой регламентов оперативного сбора, консолидации плановых и фактических показателей, их анализа и принятия необходимых решений.

3. На третьем этапе должны быть созданы условия для стимулирования выполнения бюджетов и функционирования новой модели финансовой ответственности. Новая модель предусматривает формирование финансовой структур с определением и выделением конкретных типов центров финансовой ответственности. Целью создания такой системы является обеспечение максимальной сходимости плановых фактических данных, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия. Бюджет в рамках системы бюджетирования стал не только консолидированы прогнозом ожидаемого результата, но и реальным финансовым планом с конкретными исполнителями, заинтересованными в его выполнении и несущими персональную ответственность за это.

Финансовая структура разрабатывается в рамках организационной структуры предприятия. Затраты, связанные с поддержанием функционирования финансовой структуры предприятия, должны окупаться за счёт принятия более эффективных решений с использованием информации с более детальной аналитикой. При усложнении финансовой структуры предприятия повышается уровень аналитики получаемых результатов анализа реализуемого бизнеса, но одновременно возрастают временные и стоимостные затраты на поддержание функционирования такой системы. В то же время при создании структуры финансового управления (и соответствующего положения о финансовой структуре) предприятие получает определённые выгоды.


Сейчас читают про: