Стратегическое управление заключается в определении наилучшего результата, которого может достичь предприятие в ближней и дальней перспективе с учётом поведения внешней среды и его возможностей, а так же в создании и реализации плана конкретных действий по поведению необходимых изменений для достижения этих результатов.
Стратегия частично планируется и является ответом на изменения окружающей среды. Она представляет собой руководство к действиям для достижения желаемого результата с учётом изменения внешней среды и проведения необходимых изменений в деятельности предприятия.
Создание стратегии означает комплексную увязку бизнес решений и конкурентоспособных действий, необходимых для достижения успеха, в единое целое по предприятию, а так же по его структурным подразделениям.
Осуществление стратегии представляет собой комплекс активных действий, способствующий повышению деловой активности предприятия. Эти действия охватывают организационную и финансовую сферы, разработку и реализацию политики предприятия по основным видам его деятельности, созданию корпоративной культуры, мотивации персонала и руководству всем, что ведёт к достижению желаемых результатов.
Создание и осуществление стратегии включает следующие основные задачи:
·Определение вида предпринимательской деятельности предприятия и основных стратегических направлений его развития (общие цели и долгосрочные направления развития).
·Превращение общих целей в конкретные направления работы.
·Умелая организация реализации плана для достижения желаемых показателей.
·Эффективная реализация выбранной стратегии.
·Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, цели и стратегию или в её осуществления на основании приобретённого опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
Базовая модель стратегического управления.
На первом этапе руководитель может сформулировать стратегию на основе интуиции, а затем заняться анализом (как правило, частичным, например, только финансовым). По результатам этого анализа проводится уточнение стратегии, моделирование будущего бизнеса и разработка программы его развития.
На следующем этапе анализ может быть расширен и углублён за счёт
реализации маркетинговых исследований и использования при оценке ожидаемых результатов более корректной информации. И далее действия повторяются по кругу до осуществления всех необходимых этапов и процедур с использованием полного арсенала существующего инструментария стратегического управления.
Определение сферы бизнеса.
Бизнес предприятия определяется тем, какие потребности и какой целевой группы необходимо удовлетворить в процессе его хозяйственной деятельности, а так же технологиями, которые будут использоваться, и функциями, которые будут осуществляться при работе на целевом рынке.
Правильное определение бизнеса обычно требует принятия во внимание следующих факторов:
- потребности покупателя (что надо производить);
- группы покупателей (для кого производятся товары или услуги);
- технологическое и функциональное исполнение (каким образом удовлетворяются потребности покупателя).
Формулирование целей предприятия.
Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определённых результатов в установленное время.
Формулирование целей предусматривает установление их конкретных значений и является решающим элементом стратегического управления. В результате определения количественных и измеримых показателей (целей),которых должно добиться предприятие, цели приобретают управленческую ценность в силу того, что такие цели являются практическим руководством для достижения конкретных результатов в конкретные сроки конкретными руководителями.
Организация разработки и реализации стратегии.
Сформулированные цели и выбранная общая стратегия развития предприятия являются главными компонентами разработки стратегии. Они представляют желаемый результат эффективного развития предприятия и общий подход к его достижению. Задача реализации стратегии является наиболее сложной и трудоёмкой частью стратегического управления. Её решение приходит практически через все уровни управления и должно быть учтено в подразделениях предприятия. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегии. Основным содержанием этих решений является организациями ориентация будущих действий и поведения ответственных исполнителей, а так же менеджеров всех уровней на достижение общих целей предприятия.
Конкретное осуществление стратегии начинается с тщательного анализа того, что предприятие должно делать иначе и лучше для успешного выполнения стратегического плана. В силу этого одной из центральных задач успешной реализации стратегии является создание системы оценки соответствия выполненной работы тому, что необходимо сделать для эффективной реализации стратегии и достижения намеченной цели. Наиболее важные зависимости, определяющие качество реализации стратегии, находятся между стратегией и организационными возможностями, между стратегией и вознаграждениями, между стратегией и соответствующей политикой и т.д. Соответствие между организацией работы внутри предприятия и тем, что позволяет эффективно реализовать стратегию и обеспечить достижение желаемого результата, делает предприятие единым целым перед началом осуществления своих планов.