Общие основы технологий развивающего обучения

Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.

Сенека

В начале 30-х годов XX в. Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологичес­кой теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пе­ресмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообраз­ных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л. В. Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разра­ботано Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспери­ментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдо­ву. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь раз­нообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его совре­менного значения.

Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобще­нием (В. В. Давыдов). Его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основ­ными психолого-педагогическими категориями раскрываются в данной главе в ряде определений-обобщений.

Обобщение 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: