double arrow

Технологическая карта развития навыка письма

1. Идентификация звука и прописного знака в словах. Учитель называет слово и «пишет» его на глазах у детей, собирая из кубиков, карточек и других готовых форм. При этом акцентируется и обыгрывается то, что слово состоит из звуков, каждый из которых имеет свой графический облик - букву. Продолжительность этапа - один-два урока. Задание на дом: мама или папа должны написать под диктовку ребенка, на глазах у ребенка десятка два слов.

2. 1. Репродукция детьми слов-эталонов с помощью кубиков, карточек и других готовых форм. Учитель пишет «психологически близкое слово» на доске или по­казывает на плакате, а дети собирают это слово из букв на карточках, кубиках и в других готовых формах. Одного-двух уроков достаточно, чтобы возникла устой­чивая связь между звуками, образующими слово, и буквами, отображающими слово.

2. 2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями цветными карандашами или фломастерами.

3. 1. Освоение движения по строке. Ребенок показывает рукой прописной текст слово за словом, строку за строкой, а учитель озвучивает его в предлагаемом учени­ком темпе. Дети, сменяя друг друга, без пауз на приближение к доске работают с учителем, а остальные в это время пытаются делать то же самое, проецируя руку на текст. Два-три урока позволяют сформировать навык движения по строкам, а также появляется понимание полной зависимости звучания от того, что написано.

3. 2. Раскрашивание сюжетных картинок типа комиксов с надписями авторуч­ками с цветными стержнями.

3. 3. Домашние сочинения, написанные рукой родителей. Не допускается сти­левое вмешательство родителей в текст.

4. 1. Освоение идентификации звучащего текста с графическим (прописным).

4. 2 Учитель следует указкой по прописному тексту, звучащему с магнитофона, показывает, что звучит сию минуту. Дети делают то же самое, проецируя пальчик на экран (плакат). Учитель озвучивает пока еще в медленном темпе текст, а дети у доски или экрана, сменяя друг друга, пытаются удержаться на строке рукой или указкой, следуя по ней в темпе чтения учителя. Остальные дети делают то же самое, проецируя пальчик на текст. Требуется, как правило, до пяти уроков тако­го тренинга с детьми, не умевшими читать, чтобы сформировался первичный на­вык или полное понимание задачи.

4. 3. Копирование на кальку сюжетных рисунков типа «Картинок Бидструпа».

5. 1. Дети один за другим переходят к книге, где продолжают следовать пальчи­ком по прописному тексту за чтением учителя.

5. 2. «Печатание» - копирование на кальку «печатными» буквами коротких акту­альных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных курсивом.

5. 3. «Печатание» - списывание печатными буквами коротких актуальных текстов.

6. 1. Автоматизация следования пальчиком по прописному тексту за звуковым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту.

6. 2. Копирование актуальных прописных текстов на кальку по графическому ориентиру. Используются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в наиболее сложных для написания графемах.

7. 1. Чтение со звуковым ориентиром прописных текстов одними глазами с тем­пом до 60 слов в минуту. Дети перестают держать пальчик на строке и справляют­ся с процессом одними глазами. Глаза больше не нуждаются в тренере-руке. (От­дельные дети продолжают работать с пальчиком.)

7. 2. Письмо на кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Ис­пользуются содержательные прописные тексты с выделенными цветом соединени­ями.

7. 3. Документирование детских выступлений на уроках устного слова и приро­доведения с помощью магнитофонной записи уроков. Тиражирование записей, с тем чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта». Продолжается до завершения начальной школы.

8. 1. Чтение вслух со звуковым ориентиром знакомых и популярных (любимых детьми) стихотворных прописных текстов с темпом до 60 слов в минуту (одновре­менно с данным видом работы на уроках чтения).

8. 2. Письмо на кальке с графическим ориентиром. Копирование прописных текстов с актуальным содержанием. Используется стандартное слитное написание текстов-опор.

8. 3. Коррекция качества устных выступлений. Ребенку выдается запись урока устного слова с заданием, оценить (проранжировать) все выступления, кроме сво­его, по трем критериям: содержательность, артистичность, культура речи.

9. 1. Списывание интересных прописных текстов - письмо с графическим и(или) орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание про­писных и(или) печатных текстов).

9. 2. Подготовка рефератов для уроков устного слова посредством выделения (подчеркивания) наиболее значимых мест текстов для зачитывания.

9. 3. Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи матери­ала: интонация, выражение собственного отношения к информации, использова­ние личного опыта.

10. 1. Письмо с орфографическим ориентиром - списывание актуальных печат­ных текстов.

10. 2. Реферирование актуальных материалов - подготовка выступлений и док­ладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются «быстрые» спо­собы компилирования материала - применение наряду с письмом вырезок, закладочек в нужных местах первоисточников и т. д. То есть не письмо ради письма, а письмо в контексте деятельности с завершенной мотивационной основой деятель­ности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде гипотетичного будущего умения писать, а в виде конкретного текста - подбора материалов, кото­рый непременно будет востребован значимыми другими или самим ребенком.

11. 1. Диктанты со зрительной опорой - письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст в зависимости от уровня ученика). Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом до 40 слов в минуту, имея текст перед глазами.

11. 2. Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.

11. 3. Отслеживание и поощрение устных сочинений на уроках устного слова, когда вместо реферата начинают проклевываться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.

12. 1. Диктанты со зрительной опорой с темпом до 40 слов в минуту. Дети пишут под диктовку магнитофона, постепенно все меньше и меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. С момента, когда две трети детей начнут справляться с рекомендуемым темпом, последний медленно растет до 60 слов в минуту. Отставание детей от темпа диктовки - дело заплани­рованное. Звуковой ориентир в данном случае «тянет» за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой.

12. 2. Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова. Про­должается на уроках устного слова и природоведения (организованных по прин­ципам уроков устного слова) до завершения начальной школы.

13. 1. Устойчивое освоение учеником письма под диктовку с темпом до 60 слов в минуту - основа для его перехода на этап изложений со зрительной опорой. «Напиши короче и красивее» (в смысле художественном, а не графическом), та­кую инструкцию может использовать теперь учитель.

13. 2. Подготовка развернутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.

14. 1. Разработка развернутых планов и написание по ним изложений по произ­ведениям, увиденным или услышанным один раз (используются видеофильмы, телепередачи и радиопередачи).

14. 2. Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развер­нутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.

15. 1. Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значи­тельной степенью авторства ребенка - авторства впечатлений, суждений, пози­ции, стиля и других аспектов письменной деятельности.

15. 2. Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области зна­ний. Самостоятельная подготовка учеником рефератов и выступлений в сфере своей специализации. Формирование и развитие индивидуальных информацион­ных пространств.

16. 1. Авторское письмо. Работа над стилистикой и выразительностью письмен­ной речи. Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т. п.

16. 2. Совершенствование качества выступлений на уроках устного слова. Орга­низуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность, артистичность и т. д.), на основе магнитофонных записей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: