double arrow

Разновозрастные объединения

Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих забот и дел.

Разновозрастная бригада работает на основе самоуправления. Бригадир изби­рается на собрании бригады. Есть совет бригадиров, есть школа командиров. У каждой бригады свой вымпел, своя эмблема, своя песня.

В РВО каждый из питомцев — член какой-либо общешкольной комиссии, пред­ставляет в ней бригаду, каждый проходит школу руководства и управления. Дей­ствует совет чести. Дети находятся в постоянном производственном окружении:

каждый день по 2-4 часа бывают в рабочей форме, в общении с техникой, в кругу рабочих и специалистов.

Соревнование. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цве­ты и овощи, другие занимаются животноводством или строительством, третьи -поливом или вождением тракторов и сельхозмашин. Отдельные трудовые поруче­ния выполняют сводные отряды. Между бригадами организовано соревнование, разработана целая система учета труда.

Культ труда. В законах коллектива: трудиться всем, от мала до велика, начиная с весны по позднюю осень, от зари до зари. При этом труд не выступает для детей как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, общая забота. Дети вовлекаются в труд с самого раннего возраста, но при этом задания последовательно усложняются. Малыши собирают ягоды, грибы, лекар­ственные травы, у них есть свой «колхоз»; подростки ставят опыты в теплицах и парниках, ведут исследовательскую работу с овощами и цветами; старшеклассни­ки переходят на производственные участки, где труд фактически полностью меха­низирован. Старшеклассники осваивают профессии и промышленного и сельхоз-труда (овощевод, цветовод, механизатор, животновод).

Позиция педагога: жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день; жить успехами в труде, общением, красками природы, твор­чеством, фантазией, познанием.

Позиция ребенка: в трудовой деятельности, связанной с заботой о добром результате, осуществляется оптимальное соотношение субъектной и объектной позиции. Ребенок свободен в самореализации и в то же время связан отношениями ответственной зависимости в коллективе товарищей.

Аналоги. В образовательном пространстве России в последние десятилетия славился целый ряд крупных авторских школ, работавших по принципу соединения обучения с производительным тру­дом (школ-хозяйств):

Мамлютская школа-интернат в Казахстане (директор народный учитель СССР Г. М. Кубраков), использовавшая модель А. С. Макаренко;

Школа-завод <Чайка» В. Ф. Карманова по структуре представляла детскую республику, дей­ствовавшую на базе оснащенного производства;

Халданская сельская школа в Азербайджане (директор народный учитель СССР З. Г. Шоюбов), преобразовавшая не только свою организацию, но и окружающую природную среду.

Из современных зарубежных моделей заслуживают упоминания кубинские трудовые школы, школы-хозяйства в израильских кибуцах.

Литература

1. Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2.

2. Ермолаев В. Я. С веком наравне. - М.: Педагогика, 1988.

3. Захаренко А. А. Село и школа // Народное образование. - 1989. - №1.

4. Зембицкий Д. М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляю­щейся школе // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. I, II. - Ростов-на-Дону, 1993.

5. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. - М.: Просвещение, 1987.

6. Католиков А. А. Моя семья. - М.: Педагогика, 1990.

7. Католиков А. А. Секрет успеха - в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. - 1996. - №2.

8. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. - М., 1987.

9. Кубраков Г. М. По заветам Макаренко. - М., 1987.

10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М., 1979.

11. Пашков А. Г. Педагогика производительного труда. — М.: Знание, 1987.

12. Селевко Г. К. Соединение обучения с производительным трудом // Вечерняя средняя шко­ла. - 1965. -№1.

13. Счтцын И. Ф. Когда воспитывает труд. - М.: Педагогика, 1987.

14. Школа и выбор профессии / Под ред. В. А. Полякова и др. - М.: Педагогика, 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: