Партнерство с Казахстаном

Казахстан планомерно становится альтернативным России центром притяжения для постсоветских государств. И прежде всего — государств центрально-азиатского и южно-кавказского регионов. Так, Казахстан быстрыми темпами и весьма эффективно участвует в экономическом освоении Грузии. В первой половине 2005 года прямые инвестиции Казахстана в грузинскую экономику составили $449,7 млн. По словам грузинского министра иностранных дел Гелы Бежуашвили, только в начале 2006 года казахстанские инвестиции в экономику Грузии составили порядка 300 миллионов долларов США, а к концу 2006 года — около 1 миллиарда. Сегодня по объему инвестиций в грузинскую экономику Казахстан занимает первое место, опережая идущих следом Турцию и Великобританию. В частности, казахстанские предприниматели активно участвуют в приватизации туристических объектов подконтрольного Тбилиси Черноморского побережья. Весьма активно Астана работает и с Азербайджаном. В августе 2007 года президенты Азербайджана и Казахстана (соответственно Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев) поставили в качестве стратегической цели утроить двусторонний товарооборот, доведя его до 1 млрд. американских долларов. Кроме того, Казахстан интересуется проектом железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс (который уже успели окрестить железнодорожным Баку-Джейханом).

При этом Казахстану удается в целом заручиться относительным доброжелательством в отношениях с США и ЕС. Весьма показательным стал визит в Астану вице-президента Ричарда Чейни, состоявшийся сразу после скандального выступления этого американского политика в Вильнюсе. Американская администрация, закрывая глаза на отступления от «канонов демократии», готова признать лидерский потенциал Казахстана. В этой связи попытки Астаны повысить свою роль на всем постсоветском пространстве, инициируя как региональные интеграционные проекты (Союз центрально-азиатских государств), так и реформы в масштабе всего СНГ.

Что касается собственно двусторонних отношений, то в их развитии президент России Владимир Путин в 2000-2007 годах основывался на солидном фундаменте, созданном предшествующим президентом России Борисом Ельциным. Дипломатические отношения между Россией и Казахстаном установлены 22 октября 1992 года. Двусторонние связи и сотрудничество основывались на большой договорно-правовой базе, в том числе, Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года. Также 6 июля 1998 года между Республикой Казахстан и Российской Федерацией было подписано соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря. Эти основные документы заложили основание для конструктивного сотрудничества и решения основных проблем.

При Владимире Путине были установлены интенсивные личные контакты на высшем уровне. Президенты встречались на Украине, во время переговоров и подписания соглашения о Едином экономическом пространстве в сентябре 2003 года. 9-10 января 2004 года президент России Владимир Путин посетил Казахстан с официальным визитом. 4 апреля 2005 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил ответный официальный визит. Также были контакты и взаимные визиты на уровне правительств и парламентов двух стран.

Владимиру Путину удалось достичь важных соглашений с Казахстаном, которые в значительной мере обеспечили определенную степень экономической интеграции двух стран и развитие экономического сотрудничества. 19 сентября 2003 года в Ялте было подписано соглашение о Едином экономическом пространстве, которое повлекло за собой увеличение торгового оборота.

К числу наиболее важных договоров стоит отнести соглашения о границе и безъядерном статусе Казахстана.

Долгое время у российско-казахстанской границы существовал неопределенный статус. Решение этой проблемы началось в начале 2000-х годов, и к концу 2004 года удалось разработать проект делимитации границы и проект соглашения. 18 января 2005 года в ходе официального визита президента Казахстана в Москву подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Однако непосредственным последствием этого соглашения стал инцидент, когда по участку Транссибирской магистрали, проходящей по территории Казахстана, оказалось невозможно пропускать поезда с локомотивной бригадой и пассажирами без заграничных паспортов.

После переговоров было решено подтвердить прежний порядок безвизового проезда. 17 мая 2005 года президенты двух стран в Челябинске договорились об установлении для граждан двух стран режима безвизовых поездок по внутренним документам.

С 1994 года, когда Россия, вместе с Великобританией и США, гарантировала территориальную целостность Казахстана в обмен на отказ от хранения ядерного оружия, Россия уделяла большое внимание атомной энергии и статусу Казахстана как государства с атомными технологиями. В итоге, 25 января 2005 года было достигнуто соглашение о мирном сотрудничестве в области использования атомной энергии. Позднее безъядерный статус был подтвержден многосторонним договором. 8 сентября 2006 года в Семипалатинске представителями Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подписан Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Вместе с тем, России и Казахстану практически не удалось сформировать широкомасштабного энергетического сотрудничества. Казахстан в 2005 году приступил к политике диверсификации нефтегазового экспорта, фактически отказавшись от вхождения в рамки энергетического диалога Россия-ЕС. Неудача постигла развитие приграничного сотрудничества, что было признано Нурсултаном Назарбаевым на Форуме приграничных регионов в Новосибирске в ноябре 2007 года. Казахстан подготовил условия для формирования четырех приграничных зон, которые не стали объектами двухстороннего приграничного сотрудничества.

Неудачным можно назвать и сотрудничество в области космических технологий. Казахстан и Россия запустили в 2007 году спутник «КазСат-1», который, будучи размещенным на неудобной орбите, не решил проблему покрытия всей территории Казахстана спутниковой связи. Были фактически закрыты совместные разработки по созданию систем ракет-носителей «Ишим» и «Байтерек». В 2006 году Казахстан впервые заставил «Роскосмос» возместить экологический вред от падения ракет-носителей «Днепр» с гептиловым топливом и с тех пор ведет жесткую политику в отношении аварий ракет на своей территории.

Даже в атомном сотрудничестве российские успехи являются более чем скромными. Россия договорилась только на совместную разработку уранового месторождения Заречное, а также на замену реактора БН-350 в Актау. Между тем, Казахстан при поддержке японских компаний получил 10% акций компании Westinghouse и доступ к западным атомным технологиям. Широко анонсированный в 2006 году проект создания Международного центра обогащения урана в Ангарске до настоящего времени также не введен в строй.

Следует отметить, что Владимир Путин в целом реализовал потенциал отношений с Казахстаном, который был сформирован рамочными договорами конца 1990-х годов. Он обеспечил статус границы, приграничного сотрудничества, граждан двух стран, определенный уровень экономического сотрудничества, интеграции и безопасности. За пределами этого круга вопросов приоритеты Москвы и Астаны заметно расходились. Примерно в одно и то же время президенты двух стран выдвинули противоположные стратегии развития. Россия — в качестве «энергетической державы» и глобального гаранта энергетической безопасности. Казахстан выбрал стратегию новой индустриализации и вхождения в число 50-ти наиболее развитых стран, что предусматривало намного более системный и масштабный характер реформ, чем в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: