Социально-трудовая реабилитация учащихся спецшкол

Организация социально-реабилитационного и педагогического процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях имеет коррекционную направленность. Содержание социально-реабилитационной, коррекционно-восстановительной и образовательной работы и методы, используемые педагогическим коллективом, должны обеспечивать преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение основ наук и социальную адаптацию в обществе и быту. Трудовое воспитание в специальных образовательных учреждениях организуется с учетом местных условий и потребностей. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация являются составными частями учебно-воспитательной работы и способствуют решению проблем социально-трудовой и бытовой ориентации учащихся. Трудовое обучение проводится как по программам для массовых школ с учетом ее адаптации, так и по специальным программам в несколько этапов, имеющих свое содержание, цели, задачи, формы, организационно-педагогические и методические особенности. Профессиональная ориентация учащихся осуществляется с учетом их психофизических способностей, профилей трудового обучения и местных возможностей трудоустройства. Классы (группы) с трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Открытие классов (групп) с трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-технической базы производственного обучения, программно-методического и кадрового обеспечения. В устав учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополнения, определяющие новый статус школы и его обеспечение. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с трудовой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование классов (групп) проводится в соответствии с Типовым положением.

Обучающиеся специального (коррекционного) учреждения объединяются по профессиям (специальностям) в учебные трудовые группы. Наполняемость групп 6 человек.

Состав контингента обучающихся может носить смешанный характер по степени умственной отсталости и может быть однородным, что предпочтительнее. Учебный план по предельно допустимой недельной нагрузке.

Распределение учебных часов по предметам и набор учебных предметов определяется самим учреждением на основании Базисного учебного плана и зависит от степени умственной отсталости обучающихся. Распределение учебных часов и набор предметов также должны соответствовать основным задачам образования. Выпускникам специальных образовательных учреждений, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) с присвоением квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной специальности.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, однако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практики. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) недостатков, имеющихся у умственно отсталых детей в трудовой, а также познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю педагога. Тем же фактором в значительной мере определяется эффективность как нравственного и физического, так и эстетического воспитания школьников посредством трудового обучения. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики препятствуют формированию прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается не столь совершенной, как у учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Однако путем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.

Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для вспомогательной школы. Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, в решении которых непосредственным образом раскрывается содержание трудового обучения. Таким образом, в содержание трудового обучения входит работа по коррекции и развитию отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности).

Решается также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правильно действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных требований.

Трудовое обучение во вспомогательной школе, также как и в массовой, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.

Основными задачами социально-трудовой реабилитации являются (Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., 2009, С. 398 – 400):

1) изменение стереотипного мышления о том, что инвалид может не работать или не может работать;

2) изыскание возможности для расширения площадей нуждающихся в этом специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

3) обеспечение целевого, своевременного и полного финансирования этих учреждений;

4) оснащение школьных мастерских специальных (коррекционных) образовательных учреждений современным оборудованием, необходимыми материалами;

5) закрепление школьных мастерских за предприятиями с целью прохождения производственной практики учащимися специальных (коррекционных) школ-интернатов, школ и последующего выделения рабочих мест с щадящим режимом труда;

6) постепенная организация на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализации программ профессиональной подготовки воспитанников;

7) создание центров социально-трудовой адаптации для детей с выраженной формой умственной отсталости, инвалидов;

8) разработка рекомендаций по введению новых профилей трудового обучения для лиц с ограниченными возможностями в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и профессиональных училищах (лицеях) с учетом востребованности тех или иных профессий, приемлемых для лиц указанной категории, с учетом новых экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах;

9) расширение сети специальных групп по разным профессиям в учреждениях начального профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, открытие аналогичных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

10) осуществление информационного обеспечения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями по вопросу профориентации, профобучения;

11) создание во всех образовательных учреждениях психолого-медико-педагогических консилиумов с целью индивидуального сопровождения учащихся, в том числе их профессиональной ориентации, и обеспечение их кадрами;

12) введение в штатное расписание ставки специалистов управлений народного образования, курирующих специальное образование;

13) определение приемлемой предельной наполняемости специальных групп в учреждениях начального профессионального образования;

14) обеспечение взаимодействия с другими министерствами, ведомствами, общественными организациями по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья;

15) обеспечение особого внимания вопросам профессионального обучения и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов, не имеющих попечения родителей и лиц, их заменяющих.

Основной характеристикой трудовой деятельности людей является сознательность. Трудовые действия человека подчиняются определенной цели – будущему результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до начала фактических действий в виде сознательного представления не только конечного результата своих будущих действий, но и всего процесса достижения своей цели. Однако для детей с задержкой умственного развития такие представления не всегда очевидны.

Таким образом, обучение умственно отсталых детей навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, складывается из трех основных этапов:

1. Развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности.

2. Обучение (путем постоянного тренинга) самостоятельной разработке программы действий (плана работы).

3. Обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы. Непременное условие каждого из названных этапов – постоянный контроль действий и результатов как во время всего процесса обучения, так и на каждом отдельном участке работы.

На первых двух этапах ребенок должен в уме осуществить свой замысел и мысленно создать идеальный образ будущих действий и их результатов. Это называют предварительной ориентировкой в задании. Основным ориентиром является сохраняемый в памяти образ будущего результата. Во время предварительной ориентировки формируются также представления и знания ребенка об условиях выполнения задания. Они так же, как и образ будущего результата, служат ориентирами для последующих практических действий. На уроках труда учащиеся обычно используют и другие ориентиры, специально созданные учителем (наглядные пособия, учебные инструкционные карты и т.п.). Цель использования этих ориентиров – облегчить и активизировать прежде всего умственные трудовые действия учащихся. Этап планирования заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели с учетом имеющихся условий. Результативность труда во многом зависит от полноты содержания плана работы. Важным этапом работы является практическое усвоение учеником приемов работы. Трудовой прием – это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.

Однако выполнение приема первого типа не приводит к изменению объекта труда. Практическое выполнение приема предметной деятельности изменяет объект труда, т. е. изменяются его форма, размеры, положение, внутреннее состояние или на объект труда наносятся знаки для выполнения последующих операций. Важным свойством трудовой деятельности является возможность работающего использовать в своем труде ранее сформированные навыки, которые должны закрепляться посредством повторения.

Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями для их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования. Прежде всего необходимо правильное профессиональное ориентирование обучающихся. Для этого педагогами коррекционных учреждений разрабатываются авторские программы по вводимым профилям трудового обучения. Профессиональная ориентация, привитие трудовых навыков, а отчасти и профессиональное обучение в специальных (коррекционных) школах-интернатах, школах осуществляются на уроках трудового обучения. Поэтому их организации уделяется особое внимание.

Педагогические коллективы ряда коррекционных школ-интернатов и школ широко используют возможности указанного учебного предмета и предлагают воспитанникам увидеть, ощутить конечные результаты своего труда. Профессиональная ориентация воспитанников специальных образовательных учреждений осуществляется также на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Проводятся беседы, утренники, КВНы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища (лицеи), встречи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно-воспитательной работе учреждений.

Однако российская реальность такова, что многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне способными к производительному труду, так и не могут влиться в обычную жизнь. Это вызвано тем, что в России сегодня практически полностью отсутствуют условия для детей-инвалидов с серьезными нарушениями психического развития. С 1992 г. специальные образовательные учреждения любого типа, в том числе специальные (коррекционные), перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников.

Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: