double arrow

И их системные функции

Народ – почти то же, что и нация, народность, национальность; но под народом чаще всего понимаются все сословия, касты, кланы, все социальные группы данного социального феномена, имеющего общую историю, культуру, территорию. А «нация» уже не имеет тех взаимосвязей (а они ближе и чувственнее воспринимаются), которые характеризуют племя, сословие, касту, клан, общину.

В широком культурологическом смысле «народ» - все люди конкретной страны, жившие до нынешнего времени, живущие сейчас и после­дующие поколения, объединенные общей культурой.

В системных исследованиях или исследованиях, опирающихся на диалектику, под народом обычно понимается основная трудовая масса всего населения страны (или «общество»), состоящая из наций (от одной и более), отдельных племен, народностей, члены которых не находятся на постоянной службе у государства. При этом эта трудовая масса признается полноценным (не деградирующим культурно) народом, если она принимает решения (выборы, поддержка каких-то лидеров, партий, движений, определение собственной судьбы как нации и т.д.) исходя из своей исторической памяти, думая о сегодняшней своей жизни и учитывая жизненные интересы последующего поколения.

Нация (народ) (от лат. natio - племя, народ; во франц. яз. «нация» означает «народ»; см. также «народ») в рамках системного подхода - большая общность людей(категория «общее»),исторически сложившаяся био-социо-культурная система, целями которой является выживание и развитие для реализации какой-то своей миссии в этом Мире.

Ее неделимыми элементами являются люди, члены нескольких этнических общностей, образовавших это сообщество на начальной фазе становления нации как своеобразной общей для всех них био-социо-культурной системы. Это «общее» (язык, культура, «кровь», «предки», совместная история выживания и развития, религия и т.д.) сложившееся на общей для этого сообщества территории в результате отмирания, разрушения племенных, кастовых, клановых, общинных взаимоотношений, и составляет основу самоидентификации членов нации и признания ими своего единства.

Словом, речь идет об индивидах, осознающих свое родство, прямую общность со всей нацией, народом, а не с кланом, племенем, общиной, кастой, варной.

При этом «общее» не является адекватным понятию «чистая кровь» (нация есть также и исторический результат взаимодействия и смешения этносов и их культур, «общих предков», признаваемых всей нацией).

Основами взаимосвязей этой системы являются:

- общая развитая культура нации, органично включившая в себя особенные и специфические культуры этносов, вошедших в эту общую для них национальную культуру (включающую общий язык, религию, мировоззрение и т.д.);

- базирующееся на этой культуре и сформировавшееся в процессе единой для членов нации истории ОБЩЕЕ национальное самосознание (глубокое осознание единства, общности исторической судьбы всех ее членов, а не членов только своего клана, касты, общины)с его общими национальными ценностями и ценностными ориентациями;

- общие, особенные и специфические технологии материально-преобразовательной, познавательной и ценностно-ориентационной деятельности и деятельности общения, выработанные нацией в общих природно-географических условиях на общей территории;

- общий рынок товаров, услуг и трудовых ресурсов (с его транспортными системами, системами связи,общей системой мер и весов, денежной единицей и т.д.; мы полагаем, что окончательное становление наций произошло примерно в Новой Истории человечества);

- общепризнанная как справедливая и честная система местного управления и самоуправления, учитывающая общее, особенное и специфическое в традициях этносов, вошедших в нацию;

- национальные органы политического управления (если такие ей в процессе исторического развития и становления удалось сформировать), учитывающие национальную культуру, самобытность нации и реализующие главные цели: выживания и развития своей нации.

В некоторых случаях системный анализ представляет нацию, как исторически сложившуюся био-социо-культурную систему, состоящую из трех интегрированных друг в друга подсистем (форм-феноменов):

1) «тело нации» (физическое, материальное), обладающее антропологическими, генетическими характеристиками, коллективным инстинктом и т.д.;

2) «душа нации» - духовный феномен, интегрированный с « телом нации», отражение психической жизни нации, ее коллективное «подсознание». В этот феномен «системщики» включают однородные, общие обычаи, обряды, страсти, чувства и эмоции, преобладающую в обществе национальную мораль, общую национальную веру, национальное искусство и т.п.;

3) «дух нации» - духовный феномен, интегрированный с «телом и душой нации». «Дух нации» с системных позиций может быть понят как ее высшая интеллектуальная способность по наполнению смыслом жизни нации, ее членов, по самоопределению нации и осмысленному преображению действительности. Этот «дух» формирует моральные, религиозные и иные культурные ценности и ценностные ориентации индивидуального и коллективного бытия нации.

Это и отражение воли нации и руководящий принцип рассудочной и разумной деятельности, интеллектуального познания нацией Мира и самой себя. Хотя познание (при получении образования, при научных или практических исследованиях) невозможно представить себе без эмоциональных переживаний, но все же «дух нации» понимается как относительно независимый от эмоционально-чувствительного мира «души нации» и еще более независимый (относительно, разумеется) от инстинктивной жизни «тела нации» феномен, который не включает в себя национальные обычаи и традиции, проблемы утилитарной необходимости и т.п. «Системщики» включают в содержание этого условно выделяемого для удобства системного анализа и синтеза феномена интеллектуальные достижения нации, ее образовательный, научный, экономический, технико-технологический, медицинский и т.п. «интернациональный» потенциал.

«Дух» нации, ее самосознание, наиболее интегрированное все же с «душой» а не «телом» нации, включает в себя, помимо того или иного уровня интернациональной компоненты национальной культуры, общих знаний, законов, также и общую для ее членов свою особенную картину мира и миссию (нации) в мире, так или иначе обусловленные верой (атеистической или религиозной), т.е взаимосвязан с «душой нации».

Культура народа, нации понимается в наиболее широком смысле: устойчивая система ценностей (способ и оценка картины Мира, мироощущения, мировоззрения) и ценностных ориентаций (со­вокупность определенных технологий взаимодействия-взаимосвязей-взаимоотношений с Миром и с самим собой). Общее мировоззрение нации включает и коллективное осмысление опыта жизни в данных и меняющихся природно-географических, социальных и политических условиях (историческую память нации), и общую систему ил­люзий и надежд.

Национальный - относящийся к общественно-политической жизни наций, народа, связанный сихинтересами или принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий ее характер. Часто это понятие употребляется и по отношению к какому-то народу страны. Иногда (иностран.) - государственный, относящийся к данному государству (флаг, например). Национальность — свойство национального или принадлежность к какой-нибудь нации.

Культура - лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание. В различных науках существует более 130 определений содержания этого сложного и широкого понятия – категории.

С системной точки зрения «культура» может быть определена как целостная совокупность (система) искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и взаимоотношений-взаимосвязей), созданная человечеством в процессе освоения природы, Мира и углубления знаний об обществе и самом человеке, в целях выживания и развития людей и самоопределения личности и социума на всех уровнях его существования от общины до какой-то определенной цивилизации.

Как историческая форма, культура всегда существует в виде какой-то обусловленной историческим развитием той или иной большой по своему количественному составу социальной группой с общими для нее мировоззренческими и моральными ценностями, социальными нормами и моделями поведения. Которые реализуются различным образом каждым входящим в эту большую социальную группу сословием и классом, иной социальной группой и передаваемой из поколения в поколения.

В общем случае культура народа, нации может быть охарактеризована:

(а) относительной устойчивой динамической системой мировоззрения, моральными (обычно религиозными) ценностями, ценностными ориентациями, социальными нормами и моделями поведения, поведенческими ритуалами и обычаями, технологиями познавательной и материально-преобразовательной деятельности, объединенных в систему собственным «языком» - средством взаимоотношений-взаимосвязей в виде относительно понятной для всех входящих в эту большую социальную общность знаковой метасистемы (речи-языка, знаков, звуков, жестов, эмоций и т.д.) и

(б) физическими, вещественными (наблюдаемыми) проявлениями (элементами, компонентами системы, объединенных данной культурой) материальными феноменами, артефактами (т.е., в отличие от природных объектов, искусственно сделанных в процессе целенаправленной человеческой деятельности предметов) в виде орудий труда и иных инструментов, искусственных сооружений, материальных носителей знаний и иных культурных артефактов (рукописи, книги, ноты, картины и т.д.), одежды и домашней утвари и т.д.

Довольно часто учеными «культура» представляется как близкий синоним другого понятия – «цивилизации» (от лат. civilis — гражданский, государственный). Но так же часто эти категории противопоставляются как «живой организм» - «механизму». Последнее противопоставление соответствует старой русской философской традиции, по которой «цивилизация» (общее) лишь часть «культуры» (наиболее общее) и притом именно «механическая, техническая» часть.

При этом подразумевалось, что «культура», базирующаяся на наиболее общих закономерностях, отлична по этому признаку от «цивилизации», обусловленной этими наиболее общими закономерностями и обладающей своими общими и специфическими закономерностями функционирования, развития и упадка.

В русской традиции понятие «культура» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, его внепрагматической (в отличие от прагматическо-цивилизационной) ценности. Словом, та или иная «цивилизация» означает тот или иной уровень, ступень развития общества, его, прежде всего, материальной, наблюдаемой культуры. И затем, по этому наблюдаемому выносят суждения о том, что детерминирует это материальное, о духовной культуре того или иного сословия, слоя, той или иной социальной группы и всего общества.

Отметим, что на характер, качественные признаки той или иной культуры, на процессы ее развития, становления и упадка оказывают воздействия, прежде всего: (1) природно-географическая среда обитания (с ее климатом, природными ресурсами, животным и растительным миром, рельефом местности) данной большой социальной группы, творца культуры, (2) социальные условия и сама история выживания этой группы, включающие уровень культуры социумов, окружающую эту большую социальную группу, и характер преобладающих взаимоотношений группы с этими социумами, (3) религиозное верование, принятое этой группой в качестве основы мировоззренческой картины и норм взаимоотношений-взаимосвязей в группе, (4) технологии (открытые или заимствованные), используемые этой группой в процессе материально-преобразовательной, духовно-познавательной, оценочной деятельности и деятельности общения; (5) «плотность» расселения этой группы на данной территории; 6) характер взаимоотношений этой группы с государством (политико-правовой режим), на территории которого эта группа находится и пр.

Страна. Гиперсистема «страна» понимается как целостность (см. рис. 3. «Гиперсистема «страна»), состоящая из компонент (подсистем) и взаимосвязей.

 
 


 

Рис.3

Гиперсистема

«страна»

       
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: