double arrow

III III

       
 
4-6
 
7-10


 
 


- внутренние взаимосвязи гиперсистемы (II)

 
 


- внешние связи гиперсистемы (III)

Рассмотрим эти подсистемы, взаимосвязи и функции.

Системная методология, характеризуя страну в целом, принимает во внимание характеристики ее природно-географической среды - ПГС (пространст­во обитания нации, общества и государственного аппарата, пространство, контролируемое государством и т.д.), характеристики общества и государства.

В ПГС страны анализируется три компоненты: геосфе­ра (суша), гидросфера (вода) и атмосфера (воздух). Эти сферы на обитаемой поверхности Земли (ойкумене) пересекаются и взаимо­действуют самым разнообразным и причудливым образом.

Например, суша различными способами соединяется с водой, образуя берега рек, озер, болот, морей, океанов, а также острова, полуострова, мысы, бухты, заливы, проливы, материки; воздушная среда в зависи­мости от широты, солнечной активности, рельефа местности создает благоприятный или неблагоприятный для человеческой деятельно­сти климат: пассатные и муссонные ветры с проливными дождями или знойный сирокко из Сахары, пересыщение воздуха кислородом в местах буйной растительности и его недостаток в арктической и ан­тарктической областях, умеренный прогрев или опасная для жизни человека температура на экваторе и т.д.

Каждая из трех сфер, в которых происходит жизне­деятельность человека, должна рассматриваться во всей своей сово­купности и сложности.

Это означает, что суша как компонент страны включает в себя: 1) размер, площадь территории государства; 2) взаимодействие суши с внешними морями, океаном; 3) состояние почв с точки зрения их плодородности, произрастания тех или иных культур; 4) природные ископаемые; 5) состояние и особенности флоры (исторически сложившейся совокупности видов растений, населяющих данную территорию) и фауны (исторически сложившейся совокупности видов животных, обитающих на данной территории), и т.д.

Водная среда включает: 1) наличие различных водных источников, природных резервуаров (внутренние моря, озера, реки, болота и т.д.) и их качественное (возможность для питья, прежде всего) состояние; 2) уровень и места загрязнения внутренних вод и вод, прилегающих к суше; 3) запасы пресной воды; 4) наличие рек как источников гидроэлектроэнергии; 5) наличие, состояние водных путей сообщения и их особенности (судоходство, местная торговля и перевозки пассажиров, туризм и т. д.); 6) образованные во взаимодействии с сушей определенные формы и очер­тания континентов, островов, побережий, придающие какие-то выгоды или неудобства для страны (судоходство, оборона и т.д.); 7) подводная среда с ее подводным миром, полез­ными ископаемыми, возможностями их освоения; 8)состояние и тенденции рыболовства и рыбоводства, добычи и раз­ведения морского зверя, моллюсков, жемчуга и др.; 9) состояние водной поверхности в различные времена года и возможность использования воды и ее поверхности и т.д.

Воздушная среда включает: 1) климат (температуры, количество осадков, господствующие воздушные потоки, сезонность и т.д.); 2) состояние (загрязненность) атмосферы (воздуха) в различной местности данной страны; 3) особенности воздействия на климат, воду и сушу космических феноменов (приливы и отливы в зависимости от фазы Луны, воздействие Солнца на различные участки местности и т.д.); 4) степень контролируемости и проникновения в космическое пространство государством над собственной территорией и т.д.

Необходимо исследовать все компоненты среды с точки зрения их влияния на экономику и политику страны (стоимость рабочей силы в данной среде, строительства, отопления, добычи, производства и транспортировки природных ископаемых, электроэнергии, производство сельхозпродуктов и пр. факторы, которые обусловливают инвестиционный климат, себестоимость продукции, уровень минимально необходимой для данного климата зарплаты и т.д.).

Взаимосвязи природно-географической среды и, например, политических процессов, происходящих в той или иной стране, объективные и, как представляются, носят закономерный характер.

Например, с середины 70-х годов в целом ряде стран - в первую очередь в Саудовской Аравии и Советском Союзе - начали складываться паразитические экономики, характерными чертами которых выступают замедление технологического прогресса и неумолимое на­растание либо имуществен­ного расслоения, либо соци­альной отчужденности. Причина? Нефть и цены на нее. Снижение нефтяных цен с 39 до 12 долл. за баррель в 1983 -1988 гг. предопре­делило крах советской эконо­мики, чьи ежегодные доходы от экспорта нефти только за 1985 - 1988 гг. сократились почти вдвое - с 23,1 до 12,7 млрд. долл. Ей не помог даже своего рода дефибриллятор в виде трехкратного роста цен в период войны в Персидском заливе в 1990 - 1991 гг..

В 90-е годы экономический спад в России высвободил значительный объем нефти для экспорта, что, однако, не разрешило, а только усугуби­ло инвестиционный кризис. Единственный период роста капиталовложений в техноло­гичные секторы промышлен­ности пришелся на время премьерства Евгения Прима­кова, совпавшее с самым «дном» нефтяных цен в 1998-1999 гг. Однако за годы деиндустриализации экономики были сколочены самые большие состояния в российской истории, в то вре­мя как уровень жизни боль-шинства граждан поныне ос­тается ниже того, каким он был в середине и во второй половине 80-х годов.

Саудовская Аравия - еще более показательный пример того же процесса В 1981 году среднедушевой показатель ВВП составлял 19,7 тыс. долл. - все­го на 20% меньше, чем в Соединенных Штатах. Сегодня он снизился до 6,9 тыс. долл., а раз­рыв с США составил уже не 1/ 5, а 5 раз.

На содержание коро­левской семьи и государствен­ного аппарата (что фактически одно и то же) уходит до 8% ВВП. Еще 7,2% расходуется на военные программы и закупку вооружений. Коррупция стано­вится нормой, а непрозрачность экономики - чуть ли не прави­лом.

Достаточно сказать, что в 2002 году западные компании заплатили за купленную ими в Саудовской Аравии нефть 72 млрд долл., а саудовская статис­тика показала объем экспорта в 57 млрд. Разница - какие-то 15 млрд - попала в карманы чле­нам королевской семьи и выс­шим чиновникам.

В такой ситуации стре­мительный рост нефтяных цен объективно и субъективно (т.е.закономерно) окончательно снимает у правительств нефтедобыва­ющих стран всякую голов­ную боль об исполнении бюджета, росте производительности и обеспечении технологического прогресса.

В то же время вполне вероятно, что, как и в 70-е годы прошлого века, повыше­ние цен на сырье подтолкнет развитие тех­нологий, принявшее в 90-е годы под воздействием роста цен на нефть однобокий характер. Если с 1973 по 1990 год энергоемкость 1 долл. со­кратилась в Японии на 39%, в странах ЕС-15 - на 31%, а в США - на 17%, то между 1990 и 2004 годами ее сниже­ние в Европе не превысило 7%, а в США такового и вовсе не отмечалось.

Появление но­вых компьютерных и комму­никационных технологий практически никак не отразилось, например, на автомо­бильной промышленности (а на нужды транспорта прихо­дится 94,5% всей потребляе­мой Америкой нефти).

Отметим и то обстоятельство, что серь­езные работы по использова­нию, например, солнечной энергии в США не велись с 1982 года, когда президент Р. Рейган отдал приказ демонти­ровать солнечные батареи, ус­тановленные на крыше Бело­го дома его предшественни­ком Дж. Картером.

Учитывая, что практически все значимые фигуры в администрации Дж. Буша в тот или иной период деятельности были вовлечены в нефтяной бизнес, понятна незаинтересованность его администрации в инициировании разработки ресурсосберегающих техноло­гий. Видимо, для нового толч­ка нужны гораздо более высо­кие, нежели существовавшие тогда, цены на нефть. Таким образом, при об­щем негативном влиянии на текущую хозяйственную конъ­юнктуру их рост может обер­нуться оздоровлением западных экономик в более отдаленной перспективе.

Примечательно, что за последние семь лет в США не зарегистрировано патентов, подателями заявок на кото­рые были бы граждане или компании из стран Персидс­кого залива. Видимо, скоро к этой группе присоединятся и государства, строящие у себя управляемую - увы, лишь ценами на «черное золото», - демократию. И именно нарастающий разрыв - эко­номический, социальный и интеллектуальный - между странами, вынужденными импортировать нефть, и теми, кому перепало сомни­тельное счастье быть ее по­ставщиками на мировой ры­нок, закономерно (т.е. во многом) определит линии конфликтов в мире XXI века, разделит его на «состоятельные» и «несосто­явшиеся» государства.И, если это так, то через несколько де­сятилетий, можно будет ска­зать, кому нынешний виток цен принес большие проблемы: потребителям нефти или же ее производителям.

Итак, подведем итоги. На протяжении после­дних сорока лет экономичес­кая статистика четко свиде­тельствует: страны, обладаю­щие богатыми природными ресурсами, все более и более отстают в своем развитии. Видимо, налицо следующая политико-экономическая закономерность: чем больше у правительства, так или иначе контролируемого транснациональными компаниями, компрадорскими группировками, возмо­жностей положиться на богатства своих недр, тем меньше у него желания развивать талан­ты своего народа; чем больше у него дармовых доходов, тем ниже профессионализм гос­служащих, масштабнее кор­рупция, более развиты мест­ничество и кумовство.

Наличие этой закономерности подтверждается фактами: эконо­мические «чудеса» последней трети XX века произошли в странах, практически лишен­ных ресурсной базы, которым глобальная олигархия позволила это. Зато ни одна чрезмерно богатая природными ресурсами страна, являющаяся всегда объектом интереса глобального супербогатого класса, не построила ни процветающей индустриальной экономики, ни демократического граждан­ского общества. Исключений из данного правила, что печально, пока не отмечено.

Общество. Это – люди, живущие на территории данной страны, которых (всех или по национальным группам) объединяют язык, мораль (общие представления о том, что честно и справедливо в отношениях между людьми, между лидерами и ведомыми), религия, традиции, родственные связи, совместная экономическая деятельность и внепроизводственная деятельность (досуг, спорт, увлечения и т.д.) и пр.

Общество анализируется, прежде всего, по следующим показателям:

1) общее количество населения и его плотность в различных местностях страны;

2) соотношение городского и сельского населения; количественные и качественные характеристики (образование; тип и уровень культуры) профессиональных групп; количественные и качественные характеристики различных по доходам социальных групп;

3) традиционные для коренной нации (наций) системы духовных ценностей и особенности психического склада (национальный менталитет), конфессиональная принадлежность;

4) структура населения по следующим критериям: автохтоны (местные, аборигены), современные мигранты, прибывшие на постоянное жительство в страну, временно пребывающая на территории рабочая сила и т.д.), их конфессиональная принадлежность;

5) традиционные для прибывших на постоянное или временное проживание (пришельцев) системы духовных ценностей и особенности психического склада (национальный менталитет) и места их компактного проживания

6) продолжительность жизни и тенденции этого показателя (увеличение - снижение) по автохтонам и пришельцам – исключительно важный показатель демографической ситуации в стране;

7) соотношения мужского и женского населения, пожи­лых и молодых и тенденции этих показателей (по автохтонам и пришельцам);

8) уровень рождаемости и смертности автохтонов и пришельцев, состояние воспроизводства этих групп; причины смертности по демографическим и профессиональным группам;

9) образовательный уровень различных демографических групп автохтонов и пришельцев (и тенденции);

10) количественные и качественные (ценности и ценностные ориентации, жизненные цели и уровень образования, симпатии и антипатии к различным социально-классовым, конфессиональным, национальным и профессиональным группам общества и государственного аппарата) характеристики различных возрастных, половых и образовательно-культурных групп молодежи данной страны (автохтонов и пришельцев); симпатии-антипатии к зарубежным нациям, нетрадиционным для данного общества конфессиям и иным государствам;

11) характер взаимоотношений взрослой части населения внутри (между социальными, профессиональными, классовыми, демографическими группами) автохтонов, внутри пришельцев, между автохтонами и пришельцами (симпатии-антипатии и т.д.);

12) количество и качество (цели и программы обучения, профессионализм педагогов, представительство разных социальных групп в среде обучаемых, характер взаимоотношений в учебном процессе, материальная и информационная база) учреждений системы (дошкольного-школьного – внешкольного – вузовского) воспитания-образования;

13) количество, вид, емкость («вместимость»), размещение на территории страны и степень доступности для различных социальных групп учреждений культуры и их фактическая посещаемость;

14) общенациональные и местные праздники и степень участия в них различных социальных групп;

15) характер взаимоотношений различных социальных групп с органами самоуправления и с госаппаратом (социологические данные о доверии различным органам и ведомствам государства, участие в выборах различного уровня органов самоуправления и политического управления и т.д.);

16) уровень потребления алкоголя, табака, наркотиков, число суицидов (раздельно по демографическим группам, по автохтонам и пришельцам);

17) особенности основных взаимоотношений общества и государства:

- какие группы (и в каком % соотношении) считают (а) законы (и налоги) государства (б) распределение госбюджета по отраслям и госпрограммам «честными и справедливыми»;

-уголовная и административная статистика, качественная характеристика уголовно-правового режима в стране (структурный состав осужд­енных, его репрезентативность для всего населения в отношении возраста, пола, расы, классовой принадлежности и так далее; виды преступлений, против которых реагирует государство; принципы принятия решений, которых при­держивается государственная власть, когда заходит речь о применении кары; размер и форма наказа­ний).

Материально-техническая, финансовая и информационная база общества имеет свои количественные и качественные показатели.

Ими, чаще всего, являются:

1) количественные и качественные (тип и виды источников) характеристики энергетического потенциала общества (включая и долю национального и иностранного присутствия в этой сфере);

2) степень удовлетворения потребностей страны отечественной промышленной и продовольственной продукцией; уровень зависимости от конкретных стран по этой продукции;

3) количество и качество (техника, технологии, профессиональный уровень рабочей силы и ее трудовая дисциплина, профессиональные традиции) промышленных, сельско­хозяйственных предприятий и организаций распределительной сети (магазины, склады продукции и т.д.), их организационно-правовые особенности (национальные частные, общественные, государственные и смешанные, иностранные и т.д.) и доля их продукции в хозяйственной деятельности страны;

4) уровень развития, качество, степень жизнестойкости в обычных и экстремальных условиях транспортной инфраструктуры экономики общества;

6) располо­жение–размещение в стране объектов экономики и транспорта;

7) количественно-качественные характеристики систем обеспечения жизнедеятельности населения (включая водо- и энергоснабжение жилья различных местностей и различных организаций и учреждений, характеристика техники и технологий этих систем с точки зрения объема и качества этих услуг, степени их жизнестойкости в обычных и экстремальных условиях и т.д.);

8) нормы прибыли в различных отраслях хозяйства и в различных местностях страны;

9) количественные и качественные характеристики различных национальных и иностранных финансовых организаций в стране;

10) количественные и качественные характеристики информационной базы общества (патенты, изобретения, технологии, библиотеки, Интернет, радио, телевидение, телефонная и мобильная связь и т.д.) в целом и в различных местностях страны;

11) официальный и фактический прожиточный минимум в стране в различных местностях, соотношение пенсионных выплат к зарплатам различных групп, степень стимулирования зарплатами различных профессий трудовой морали членов общества;

12) профессиональная, интеллектуальная, этическая и национальная характеристика руководителей организаций и учреждений общества (коммерческих и общественных муниципальных и смешанных организаций народного хозяйства, учреждений системы воспитания-образования и культуры, финансовой и информационной базы общества) в целом и по местностям (территориальным единицам) и т.д.

Для аналитика весьма важно помнить, что «общество» имеет свою национальную специфику. Н.А.Бердяев утверждал в этой связи, что нация есть категория историческая по преимуществу, конкретно-историческая, а не абстрактно-социологическая. Она есть порождение совершенно своеобразной историче­ской действительности, и тайна ее недоступна тем, которые совершенно лишены чувства исторической действительно­сти, которые пребывают целиком в абстрактных социоло­гических категориях. Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для. национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание…

Специфическим социальным явлением в российском обществе была «русская интеллигенция» - живой, независимый разум, знающий осно­вы, видящий суть происходящих событий, природу вещей, озабоченный жизнью России и положением в ней народов. «Интеллигенция» была идеаль­ной моделью для совестливых, интеллектуальных россиян, оза­боченных проблемами жизни общества, простых людей. С этой моделью соот­носили себя те или иные писа­тели, литераторы, чиновники. Это не была реальная, четко обозначенная социологически группа людей, а матрица идентификации для об­разованного сословия. Модель перестала существовать после 1917 г., но понятие подхватили в двад­цатых годах большевики: «гнилая интеллигенция, мягко­телая...».

После довольно мощной эмиграции и сильного истребления «неуехавшего» просвещенного сословия ста­линская система власти остро нужда­лась в специалистах. И тогда была поставлена задача: создать свою служивую бюрократию — так появились советские слу­жащие, лояльные к власти, идеологически ее обеспечива­ющие. Об интеллигенции в тот период говорили уже не уничижительно, напротив, ее стали называть «солью земли».

После смерти Сталина, с началом самиздата, возникли вновь понятия, которые ориентировались не на конкрет­ную прослойку между рабочи­ми и крестьянами, а на ту иде­альную модель, какая якобы была в дореволюционной России. Постсоветскую интеллигенцию никто всерьез не «зачищал». На идеологический фронт она ушла добровольцем…

Касаясь МТБ (материально-технической, финансовой и информационной базы) общества, необходимо помнить, что это- “вторая природа”, созданная людьми – здания, школы, больницы, заводы, станки, иная техника и технологии, обработанная земля, транспорт и транспортные коммуникации, системы энергетики и связи, художественные галереи, кинотеатры, склады и иные результаты трудовой и научной деятельности людей.

Василий Дума, в бытность свою зампредов Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации ФС РФ, отмечал, что по экспертным оцен­кам, из 1027 городов и поселков городского типа, а также 152 ты­сяч сельских населенных пунктов экономический рост и конкурен­тоспособность предприятий воз­можны всего в 140 точках. Опро­сы (2011-2012 гг.) российских предпринимате­лей, а также их объединений показывают, что готовыми конкурировать с Западом и Востоком на отечественном рынке считают себя лишь чет­верть российских предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: