Основные термины и понятия. Натуральное, товарное производство, товар, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности

Натуральное, товарное производство, товар, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность, цена, неоклассический синтез, деньги, абсолютная ликвидность, функции денег, масштаб цен, денежные агрегаты, уравнение Фишера, количество денег, необходимых для обращения, стоимость денег, рынок, принципы рыночной организации экономики, трансакционные издержки, экономический кругооборот, преимущества и негативные стороны рынка, экономические функции государства, государственный сектор, общественные товары, переходная экономика.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоят основные различия натурального и товарного хозяйств? Каковы условия существования товарного производства? В чем назначение обмена?

2. Что такое товар? Чем товар отличается от продукта, произведенного в натуральном хозяйстве и от продукта, созданного крепостным крестьянином и отданного феодалу в виде оброка? Являются ли товарами материальные блага, которые человек находит в природе готовыми?

3. Какими свойствами обладает товар? Как соотносятся потребность и полезность? Зависит ли полезность товара от издержек его производства?

4. Что Вы понимаете под термином «предельная полезность»? Может ли предельная полезность принимать отрицательное значение? Какова динамика предельной и совокупной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ?

5. Что такое цена? Какие два основных подхода существуют в трактовке цены? В чем суть современной неоклассической теории цен?

6. Что такое деньги? В чем их отличительная особенность по сравнению с другими активами?

7. У Вас имеется 10 тыс. руб. наличными, а у Вашего друга – акции АО ЗИЛ. Чьи активы обладают большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален?

8. Какова роль денег при обмене? Как деньги выполняют функцию средства обращения? Объясните функцию денег как меры стоимости. Что такое масштаб цен? Каково его происхождение и в чем особенности? Как деньги выполняют функцию средства накопления? Что собой представляет процесс накопления денег в современных условиях?

9. Как исторически развивались деньги? Дайте краткую характеристику современных денег.

10. Что такое денежная масса? Какие виды денежных агрегатов Вы знаете? По какому принципу формируются разные денежные агрегаты? Какие функции денег отражают агрегаты М2 и М3? Какой агрегат обладает абсолютной ликвидностью?

Определите величину M1 и М2, М3 если:

металлическая монета в обращении составляет 20 ден. ед.,

крупные срочные вклады – 1800 ден. ед.,

вклады до востребования (текущие вклады) – 400 ден. ед.,

банкноты (в банках) – 100 ден. ед.,

банкноты в обращении (вне банков) – 190 ден. ед.,

сберегательные вклады – 410 ден. ед.

11. Какую зависимость устанавливает уравнение обмена И.Фишера? Что собой представляет левая и правая части уравнения? От чего зависит количество денег в обращении?

12. Реальный объем производства – 1000 ден. ед., индекс средневзвешенных цен 12, скорость обращения денег в среднем 4 раза в год. Какое количество денег потребуется для поддержания постоянного уровня цен? Что произойдет, если скорость обращения денег сократится в 2 раза, а масса денег останется неизменной?

13. Какова зависимость между массой денег и ценами товаров? Всегда ли изменение массы денег влечет за собой изменение цен? Какова связь между ценой товаров и стоимостью денег? От чего зависит покупательная способность денег? Если уровень цен возрос в 3 раза, как изменилась стоимость денег? Почему деньги теряют свою стоимость? Как обесценение денег сказывается на их функциях?

14. Дайте краткое определение рыночной экономики как одной из возможных экономических систем. Рассмотрите основные черты рыночного хозяйства. Как Вы понимаете экономическую свободу, свойственную рыночной экономике? Абсолютна ли она?

15. Как образуется и какие функции выполняет цена в рыночной экономике? Охарактеризуйте основные функции цены.

16. Как рынок отвечает на основные экономические вопросы?

17. Начертите схему рыночной организации экономики. Какие хозяйствующие субъекты представлены на схеме, какие функции они выполняют? Охарактеризуйте внешний и внутренний контуры кругооборота. Каковы следствия модели кругооборота?

18. Какими преимуществами обладает рыночная система по сравнению с командной? Какие негативные черты свойственны рыночной экономике?

19. Какие экономические функции выполняло государство в прошлом? Почему так возросла роль государства вXX веке? Проанализируйте основные экономические функции государства. По каким основным направлениям государство может воздействовать на экономику?

20. В каких сферах и отраслях экономики представлен государственный сектор и почему? Каковы основные цели деятельности государственных предприятий? Что такое общественные товары? Чем они отличаются от частных товаров? От чего зависит соотношение между частным и государственным сектором экономики?

21.В чем суть регулирующей функции государства? Какими методами пользуется государство для воздействия на частный сектор?

22. В чем суть кризиса плановой системы? Почему стал необходим переход к рынку? Какие негативные последствия функционирования плановой экономики Вы можете назвать?

23. Какие конкретные мероприятия необходимо осуществить, чтобы перейти к рынку?

24. Какие негативные социально-экономические явления возникли в переходной экономике России? Охарактеризуйте динамику социально-экономического развития России в последние годы.

25. Каковы основные этапы перехода от плановой экономики к рыночной? На каком этапе, по-Вашему, находится российская экономика сегодня?

Тесты

1. Для существования товарного производства необходимо:

а) общественное разделение труда;

б) установление связей между производителями государством;

в) производство продуктов для собственного потребления;

г) наличие частной собственности.

2. Предельная полезность – это:

а) максимальная полезность, приносимая любым благом;

б) результат сравнения полезности различных благ;

в) полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы благ;

г) способность товара удовлетворять потребность людей.

3. По мере насыщения потребностей предельная полезность:

а) возрастает;

б) падает;

в) сначала возрастает, затем падает;

г) сначала падает, затем возрастает.

4. По мере насыщения потребностей совокупная полезность:

а) падает;

б) возрастает замедляющимися темпами;

в) сначала возрастает, затем падает;

г) увеличивается возрастающими темпами".

5. Деньги как мера стоимости:

а) разъединяют во времени акты обмена;

б) привязаны к обороту наличных денег;

в) обеспечивают возможность сопоставления цен;

г) служат для образования капитала.

6. Рыночный механизм:

а) делает ненужными планы отдельных хозяйственных единиц;

б) служит для согласования единого государственного плана;

в) координирует планы потребителей и производителей;

г) сохраняет все предприятия независимо от их эффективности.

7. В рыночном хозяйстве:

а) гарантируется максимум благосостояния для каждого гражданина;

б) государство определяет содержание хозяйственной деятельности;

в) происходит равномерное распределение доходов;

г) происходит наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.

8. Какие из названных характеристик относятся к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) преобладание государственной собственности;

г) свобода предпринимательского выбора.

9. Решение проблемы «что производить» в рыночной экономике зависит от:

а) самого производителя;

б) объема и динамики потребительского спроса;

в) решений правительства;

г) наличия необходимых ресурсов.

10. Проблема «как производить» в рыночной экономике решается:

а) на основе объема и динамики потребительского спроса;

б) производителями;

в) правительством;

г) на основе специализации предприятий.

11. В модели экономического кругооборота фирмы выступают:

а) покупателями товаров;

б) продавцами товаров;

в) покупателями ресурсов;

г) продавцами ресурсов.

12. В условиях рыночного хозяйства:

а) члены общества реализуют свои цели через рынок;

б) поток хозяйственной информации идет от государства;

в) частная собственность заменена общественной;

г) хозяйственная деятельность отдельных субъектов согласовывается рынком.

13. Функциями государства в рыночной экономике является:

а) планирование деятельности отдельных предприятий;

б) производство общественных благ;

в) перераспределение доходов;

г) установление связей между продавцами и покупателями.

14. Государственная собственность преобладает в:

а) сельском хозяйстве;

б) отраслях легкой промышленности;

в) отраслях производственной инфраструктуры;

г) сфере бытовых услуг.

15. Какие из перечисленных ниже благ являются общественными:

а) электроэнергия;

б) маяки;

в) мосты;

г) образование.

16. Для воздействия на экономику государство в условиях рынка:

а) разрабатывает планы производства для отдельных предприятий;

б) устанавливает цены;

в) маневрирует налогами и правительственными расходами;

г) устанавливает среднюю оплату труда в стране.

17. Что было характерно экономике России конца 70-х – начала 80-х годов:

а) преимущественно интенсивный характер роста;

б) высокие темпы экономического развития;

в) снижение эффективности общественного производства;

г) отсутствие дефицита в экономике.

18. При переходе к рыночной экономике необходимо:

а) осуществить приватизацию;

б) сохранить централизованное директивное планирование;

в) сохранить твердые, устанавливаемые государством цены.

г) провести структурную перестройку экономики.

Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА

Раздел II курса посвящен анализу механизма функционирования индивидуальных рынков (рынков отдельных товаров), проблемам рационального потребительского поведения, конкуренции и монополии, анализу деятельности отдельного предприятия, характеристике рыночного принципа распределения ресурсов и формирования основных видов доходов.

================================== * * * ===================================


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: