double arrow

Роль и значение категории «предельные издержки» в микроэкономическом анализе деятельности фирмы

Издержки – все расходы, или затраты, на призводство определенного объема продукции. Величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. Предельные издержки – дополнительные издержки, которые требуются для увеличения выпуска продукции на одну единицу товара. Понятие предельных издержек дает возможность предприятию прогнозировать конкурентное положение своей продукции. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек и отождествлять ее с кривой предложения. Можно ожидать, что максимальная прибыль будет достигнута в точке пресечения кривой предложения с линией равновесной рыночной цены. Пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будет превышать издержки, прибыль будет увеличиваться. Максимального значения она достигнет именно в точке пересечения предложения и равновесного спроса. За ней предельные издержки будут рости, а цена останется неизменной, что вынудит предприятие прекратить производство. Предельные издержки схожи с предельной полезностью, в последнем случае речь также идет о дополнительной добавочной полезности товара. Предельная полезность характеризует спрос на товар, предельные издержки – его предложение, для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствия между ними.

Предельные издержки - показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

В условиях рынка анализ предельных издержек играет решающую роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить:

· увеличивать или уменьшать выпуск продукции;

· какому поставщику сырья отдать предпочтение;

· в каких границах должен осуществляться производственный процесс.

Для осуществления продуманной ценовой политики каждый предприниматель должен рассчитать и глубоко проанализировать альтернативные издержки предприятия как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде (не более 1 года) не происходит коренных изменений в основных факторах производства (в технологии, структуре), остальные же факторы могут меняться для того, чтобы выпуск продукции увеличивался. Поэтому проведение статического анализа краткосрочных издержек достаточно обоснованно.

77 Бизнес-план фирмы

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Основные функции бизнес-плана:

является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

выступает инструментом привлечения новых инвестиций;

является инструментом реализации стратегии предприятия.

Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Содержание бизнес-плана:

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.

Резюме должно содержать:

цель проекта;

краткое описание компании;

краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;

объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;

основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;

предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;

номера и даты получения патентов и сертификатов;

факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);

стадия развития данного бизнеса;

цели предприятия и его организационно-правовая форма;

что и как компания намерена предлагать своим клиентам;

основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;

показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;

отличия данного предприятия от других компаний.

3. Описание продукции или услуг:

физическое описание продукции или услуг;

описание возможностей их использования;

привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;

степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;

4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара

Анализ рынка содержит:

определение спроса и емкости рынка;

анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

результаты исследования рынка;

прогнозы объемов продаж;

описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).

5. Производственный план

Основной производственный план содержит:

общий подход к организации производства;

необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;

технологические процессы на производстве;

необходимое оборудование и его мощность.

требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

План обновления выпускаемой продукции должен содержать:

описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;

технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;

план НИОКР.

План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:

расчет производственной мощности подразделений предприятия;

оперативно-календарные планы;

план реализации продукции;

анализ использования производственной мощности предприятия;

План развития производства содержит планы:

повышения технического уровня производства;

повышения организационного уровня производства;

социального развития коллектива;

мероприятий по охране окружающей среды;

инвестиционных проектов по развитию производства.

6. График выполнения работ

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

7. Управление и организация

Управление предприятием включает:

описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);

организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;

порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

8. Финансовый план

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

В финансовый план должны включаться:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных расходов и поступлений;

финансовый бюджет предприятия;

прогнозный баланс;

операционный бюджет предприятия;

управление ценными бумагами, рисками, страхованием;

основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность).

9. Оценка рисков

В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись

10. Приложение

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.

В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.

Бизнес-план является объектом интелектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: