1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.
Он зависит:
– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);
– от установок.
Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).
При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.
Виды запоминания:
1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.
2) Заучивание – произвольное запоминание.
2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.
3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.
Виды воспроизведения:
1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)
2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)
|
|
3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)
4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.
Виды памяти.
1. По установке и времени сохранения:
1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)
2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)
3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)
4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)
5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)
2. По связи с психическими процессами:
1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.
2) эмоциональная П.
3. По связи с мышлением:
1) механическая П. (основана на заучивании)
2) смысловая, или логическая П.
4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.