Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.
Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.
Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа.
Компоненты восприятия:
1) обследование предмета
2) выявление характерных признаков
3) опознание и отнесение предмета к опред. категории
+ работа памяти, воображения, мышления.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.
Св-ва В. (св-ва перцептивных образов) ЦПКиОС
1. Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.
2. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.
3. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.
|
|
4. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».
5. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.
6. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.
Виды восприятия.
1) По модальности
2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.
3) По предмету В.:
1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.
Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).
В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:
содержания дея-ти,
от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)
2 – В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.
Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.
В. простр-ва имеет 3 компонента:
ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва
зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)
бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины
3 – В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.
4 – В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.
|
|
5 – В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.
6 – В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.
7 – В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.
В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.
Нарушения в восприятии:
1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.
2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.