Физиологические механизмы памяти

1. Ассоциативная теория мех-змов П. (Эббингауз): ассоциация = связь

Сложная с/ма ассоциаций обесп-ет запоминание инф-ции на основе возникновения в коре мозга устойчивых связей.

2. Нейрофизиологическая теория (1949 – Д. Хебб)

Ф.М. – сохранение следов на основе контактов м/у дендритами и аксонами посредством синапсов, при этом возн-ют стойкие круги циркуляции электроактивности.

Ф.М. кратковременной П. – дв-ие возбуждения по реверберационным кругам. Реверберация – это циркуляция электроактивности в замкнутых цепях нейронов. длительность циркуляции = 20 сек.

Ф.М. долговременной П. – образование новых синапсов и консолидация (закрепление следов, к-рое разв-ся благодаря многократному прохождению импульса ч/з один и тот же синапс). Длительность = 10-15 мин.

3. Биохимическая теория (Г. Хиден)

Генная инф-ция в ДНК имеет генетическую П. Мол-ла РНК может удержать большое кол-во инф-ции в связи с изменением своей структуры.

Роль в сохранение инф-ции играет глия – это особые кл-ки, к-рые заполняют простр-во м/у нейронами и сосудами. Чем больше глии, тем прочнее память.

4. Деятельностная теория (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Зинченко, Смирнов, Лурия)

роль дея-ти и активности в запоминании материала. Хорошо запом-ся материал, к-рый входит в содержание цели дея-ти. П. функционирует благодаря спец. ср-вам – знакам. На этой основе П.(логическая) относится к ВПФ: опосредована, произвольна, осознанна.

Индивидуальные особ-ти памяти.

Продуктивность П. складывается из:

1. Объем П. – это кол-во материала, к-рое м.б. правильно воспроизведено после однократного восприятия. О = 7 + 2

2. Быстрота запоминания – хар-ся временем или числом повторений для запоминания.

3. Точность П. – это спос-ть воспроизводить инф-цию без искажения.

4. Длительность сохранения – это время удержания материала в П.

5. Готовность П. – это спос-ть быстро извлекать из П. необходимую инф-цию.

Продуктивность П. зависит от объективных причин (объема инф-ции, сложности, понятности, связности, обстановки) и субъективных причин (типа запоминания, интереса, установки, состояния орг-ма, специальных приемов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: