double arrow

Теории внимания

1. Теория Рибо – психофизиологическая моторная теория (связь Вн. с движением и эмоциональными процессами).

2. Теория Д. Узнадзе – теория установки как мех-зма Вн.

3. Теория П.Я. Гальперина – Вн. как функция контроля.

Вн. форм-ся из контроля за предметным содержанием дея-ти.

Вн. как действие контроля осущ-ся с помощью образца заранее составленного плана, к-рый позволяет управлять Вн., а не направлять его на то, что бросается в глаза.

Ценность теории Гальперина – в возм-ти формирования Вн. как действия контроля (внутреннего, умственного, сокращенного).

Вн. – это контроль, но контроль – это развернутая предметная дея-ть. В том случае, когда действие контроля становится внутренним, умственным и сокращенным, тогда оно превращается во Вн.

Развитие внимания.

В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.

В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.

С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.

В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.

В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.

К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.

Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.

Нарушения внимания.

1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.

2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте

истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;

мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.

3. Персервация – затруднение переключаемости.


Тема 11. Память.

Понятие и значение памяти.

Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.

Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.

Роль памяти.

Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: