1. Теория Рибо – психофизиологическая моторная теория (связь Вн. с движением и эмоциональными процессами).
2. Теория Д. Узнадзе – теория установки как мех-зма Вн.
3. Теория П.Я. Гальперина – Вн. как функция контроля.
Вн. форм-ся из контроля за предметным содержанием дея-ти.
Вн. как действие контроля осущ-ся с помощью образца заранее составленного плана, к-рый позволяет управлять Вн., а не направлять его на то, что бросается в глаза.
Ценность теории Гальперина – в возм-ти формирования Вн. как действия контроля (внутреннего, умственного, сокращенного).
Вн. – это контроль, но контроль – это развернутая предметная дея-ть. В том случае, когда действие контроля становится внутренним, умственным и сокращенным, тогда оно превращается во Вн.
Развитие внимания.
В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.
В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.
С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.
|
|
В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.
В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.
К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.
Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.
Нарушения внимания.
1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.
2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте
истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;
мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.
3. Персервация – затруднение переключаемости.
Тема 11. Память.
Понятие и значение памяти.
Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.
Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.
Роль памяти.
Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.