Влияние финансов на экономику

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов развития народного хозяйства в условиях ограниченного вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система методов и инструментов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния на народное хозяйство.

Налоговое Среди методов государственного финансового регулирования

регулирование основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование

затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что в свою очередь влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем <налоговым прессом, налоговой нагрузкой). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой.

Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали отказа от действовавшего в условиях административно-командной системы управления экономикой индивиду, научного подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан на преимущественно неналоговых методах изъятия части доходов предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей с дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными подзаконными актами, принимаемыми в виде решений отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система начала функционировать в январе 1992 г. с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот.

Вместе с тем налоговый механизм может оказывать и негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и механизма налогообложения порождает чувство неуверенности у хозяйственников, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку внешних инвестиций и т.п.

Таможенные пошлины Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении новых задач, важнейшей из которых является борьба с монополизмом производителя, нарушающим главное условие хозяйствования в рыночной экономике — конкуренцию между предприятиями. Наравне с другими экономическими инструментами (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок, конвертируемый рубль и т.д.) решению этой проблемы способствуют и финансовые рычаги, в частности, таможенные пошлины. При снижении пошлины на соответствующий импортный товар мировой рынок заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию (при условии открытого доступа этой продукции на внутренний рынок). Одновременно таможенные пошлины широко используются для защиты национальных производителей. Однако мировой и отечественный опыт свидетельствует, что протекционизм в таможенной политике может дать только кратковременный положительный эффект. В долгосрочной перспективе он бесперспективен, так как ведет к ответным мерам других стран, техническому застою производства, высоким внутренним ценам, сохранению в экономике неэффективных собственников и менеджеров, которые в открытой экономике вытесняются через механизм банкротства предприятий, в том числе с помощью мирового рынка. Именно поэтому большинство стран мира отказались от протекционистской таможенной политики и вступили в ВТО. То же самое Россия сделала в 2012 г.

Финансовые санкции Регулирующий механизм налогов и других обязательных платежей дополняется системой разнообразных финансовых санкций, важнейшими среди которых являются штрафы за укрытие или занижение прибыли (дохода), подлежащей обложению, и другие финансовые нарушения. Стимулирующее воздействие штрафов на производство двояко. Во-первых, они обеспечивают действенность всех налогов и платежей, во-вторых, нацеливают предприятия применять те способы увеличения прибыли (дохода), которые отвечают интересам общества (и прежде всего за счет роста объемов и эффективности производства). Кроме того, штрафы полученные сокращают потери предприятий от невыполнения договорных обязательств другими субъектами хозяйствования.

Государственная Определенное воздействие на процессы производства, нано-

поддержка в виде пления оказывают также различные формы и методы предо- субсидий, субвенций, отделения бюджетных средств субъектам хозяйствования государственного (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, госу-

заказа, гарантии или дарственные и муниципальные заказы) в качестве государ- инвестиции ственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятель-

ности. Рыночные преобразования диктуют сокращение государственного и муниципального секторов экономики, поэтому масштабы бюджетного финансирования конкретных субъектов хозяйствования значительно сокращаются по сравнению с периодом административно-командной системы управления экономикой. Тем не менее различные формы расходов бюджета в качестве методов финансового регулирования используются весьма активно в различных государствах.

Государственная поддержка в виде субсидий, субвенций, государственного заказа, гарантий или инвестиций может быть связана с сохранением производств, имеющих национальное значение. Предоставление государственных субсидий, так же как налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создания и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.).

В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита).

Но в условиях рыночной экономики наравне с методами государственного финансового регулирования мощное воздействие на развитие производства оказывают финансовые методы самих хозяйствующих субъектов, а также их фонды и финансовые ресурсы.

Среди финансовых инструментов, воздействующих на экономию издержек производства и роста объемов выпуска продукции, решающее место принадлежит прибыли. Прибыль является обобщающим показателем работы предприятий, в котором находят отражение как количественные, так и качественные результаты их хозяйственной деятельности. В настоящее время коммерческим предприятиям предоставлено право самим определять состав фондов, формируемых за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, порядок их формирования и использования. Это существенным образом расширяет сферу применения и значение негосударственных методов финансового регулирования и стимулирования производства. 

В условиях рыночной экономики система финансового регулирования воздействует на развитие производства не только через управление интересами предприятий, но и через прямое регулирование пропорций между денежными фондами, участвующими в воспроизводственном процессе.

Уже на стадии первичного распределения стоимости общественного продукта в ходе расщепления выручки предприятия самостоятельно с помощью финансов формируют воспроизводственные пропорции между возмещением материальных затрат, фондом оплаты труда, чистым доходом. При нарушении этих пропорций неизбежно возникают осложнения и сбои в воспроизводственном цикле (появление у предприятий задолженностей перед поставщиками, подрядными строительными организациями, работниками, государством и другие финансовые затруднения). Для предупреждения возникающих диспропорций, предприятия широко используют финансовые нормы и нормативы, резервные фонды, другие финансовые инструменты (например, с помощью нормирования запасов и т.д. определяется оптимальный размер фонда оборотных средств предприятия). Особенно важную роль для сохранения и модернизации производственного потенциала предприятий имеет амортизационная политика. Современное российское законодательство позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности предприятий, ускорять обновление основных фондов и упрощает начисление амортизации. Однако остается не решенной проблема обеспечения целевого использования начисленной амортизации (износа).

Темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между фондами потребления и накопления, складывающегося в результате финансового распределения. Чем выше доля фонда накопления (норма накопления) в распределяемом общественном продукте, тем при прочих равных условиях будут выше темпы роста экономики. И, наоборот, при более низкой норме накопления из-за снижения размера капитальных вложений темпы ее роста будут ниже. Однако одновременно появляется возможность выделить больше ресурсов на решение текущих социальных задач за счет увеличения фонда потребления.

Изменение пропорций между фондами потребления и накопления определяются в основном:

•финансовой деятельностью предприятий;

•направленностью рычагов государственного регулирования;

•изменениями прямых вложений государства в фонды потребления и накопления.

Не в меньшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры фондов накопления. Эффективность инвестиций зависит от удельного веса в них производственных капитальных вложений, их отраслевой, технологической и территориальной структуры. В развитой рыночной экономике оптимизировать инвестиционный процесс помогает финансовый рынок, с помощью которого временно свободные финансовые ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты. Российский финансовый рынок пока не в полной мере выполняет эти задачи из-за низкой доходности корпоративных ценных бумаг и незащищенности инвесторов. Рост государственных внутренних заимствований также ведет к ограничению ресурсов финансового рынка, которые могут быть использованы для инвестирования в развитие предприятий.

Деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике постоянно подвергается разнообразным рискам. Уменьшить их негативное воздействие и сократить размеры ущерба помогают различные виды страхования. Для обеспечения устойчивой работы предприятии и экономики в целом наиболее важны страхование имущества юридических лиц. страхование предпринимательских рисков, сельскохозяйственные виды страхования, страхование отдельных видов ответственности.

Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности общественного труде получают за счет созданий, освоения и внедрения новой техники и технологии

Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует развитию НТП. Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия Среди них превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности, развитый сектор гражданской науки и т.д. Пока этих условий в России нет Поэтому сейчас нередко коммерческие интересы побуждают предприятия направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах ка НИОКР. Поэтому необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР.

В настоящее время этот механизм представлен разнообразной системой денежных фондов государства, международных организаций, предприятий, научных и учебных заведений. Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют источники и методы определения размера фондов, порядок распределения их средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и в руках тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно- технических достижений.

Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-технических достижений. Авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определялось размерами назначаемых им премий. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности стали пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.

К сожалению, инновационная деятельность становится все более дорогостоящей и не всегда приносит ожидаемые результаты. Большинство отраслей науки и техники (кроме электроники и микробиологии) перешли в последние 30—40 лет к преимущественно эволюционному этапу развития, революционные прорывы в технологиях и техники стали крайне редки, значительная часть многообещающих разработок, сделанных в последние десятилетия, себя не оправдали. В результате возрастающие из года в год затраты развитых стран на НИОКР все меньше влияют на показатели их экономического развития. В этих условиях становится наиболее привлекательным бюджетное и частное финансирование мало затратных мероприятий по освоению уже накопленного мирового интеллектуального капитала, в том числе через покупку лицензий, создание электронных библиотек и баз данных, облегчающих массовый доступ к научным знаниям и др.

Финансовое Развитие экономики невозможно без притона новых рабочих

регулирование рынка рук. А современная демографическая ситуация в России при- рабочей силы ведет в ближайшее время к их острой нехватке, что затруднит

дальнейший экономический рост. Заблуждением является мнение о том, что повышение жизненного уровня населения автоматически поднимет рождаемость и решит проблему. Об этом свидетельствует число детей в странах Западной Европы и российских богатых семьях. Необходимы новые специальные финансовые рычаги стимулирования рождаемости.

На рынок рабочей силы также влияют механизм предоставления пособий безработным, порядок начисления пенсий работающим пенсионерам, наличие или отсутствие финансовых рычагов регулирования миграции иностранной рабочей силы (виз, регистрационных сборов, налогов с предпринимателей за привлечение иностранных работников и т.д.)

Реализация всех перечисленных выше финансовых мероприятий недостаточна для успешного экономического развития. Необходим устойчивый рост внутреннего спроса на выпускаемую продукцию. В рыночной экономике его обеспечивает прежде всего население. Если платежеспособность основной части населения низкая, будет развиваться только экспортное производство, которое в России представлено добывающими отраслями. Поэтому финансовые инструменты, повышающие доходы населения, имеют не только социальное, но и экономическое значение. Особенно важна роль рычагов, воздействующих на главный источник доходов населения — заработную плату. В рыночной экономике преобладает негосударственный сектор, поэтому прямое государственное воздействие на уровень оплаты труда ограничено (в основном через установление минимальной оплаты в стране и ставок оплаты труда в бюджетных учреждениях). Более широкие возможности имеют косвенные финансовые рычаги, в первую очередь связанные с налогами, прежде всего налог на доходы физических лиц, отчисления на социальное страхование, налоги, взимаемые с индивидуальной предпринимательской деятельности. Последние воздействуют на уровень доходов индивидуальных предпринимателей, которые в свою очередь косвенно влияют на общий уровень оплаты наемного труда. Ведь наемный труд становится привлекательным для многих работников только тогда, когда оплата за него выше, чем доходы, которые они могли бы получать от семейного и индивидуального бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: