double arrow

Содержание и значение финансовой политики

Понятие, объекты Финансовая политика — это совокупность целенаправленных и субъекты мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области

финансовой политики использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Субъектами финансовой политики выступают все экономические субъекты — государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства, — которые непосредственно разрабатывают основную концепцию финансовой политики и определяют ее цели и задачи в рамках каждой сферы финансовой системы. На макроуровне субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах организаций, населения и государства. На микроуровне состав субъектов, формирующих финансовую политику, зависит соответственно от масштаба и вида деятельности организации и состава, возраста, социального положения членов домохозяйства.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной учебной литературе до середины XX в. состав субъектов финансовой политики ограничивался только субъектами власти, и финансовая политика рассматривалась как составная часть государственной экономической политики, т.е. вопросы формирования финансовой политики в масштабах отдельной организации или домохозяйства не изучались в рамках теории финансов. Выделение в научной и учебной литературе только финансовой политики государства отчасти объясняется историческими условиями возникновения термина «политика», произошедшего от греческого слова potitiko (от греч. polis — государство), под которым понимается искусство управления государством и обществом. Таким образом, исторически вопросы разработки политики государства и ее составных частей, включая финансовую политику, являлись прерогативой деятельности правителей и общественных групп, находящихся у власти. В дальнейшем на необходимость переосмысления состава субъектов финансовой политики оказывали влияние развитие экономической теории, теории финансовой науки, а также модель экономического развития государства.

Длительный период, в течение которого финансовая наука занималась изучением вопросов финансовой политики только на макроуровне, объясняется господством классической теории финансов, с которой началось зарождение и развитие финансовой науки. Поскольку государство в лице соответствующих субъектов власти изначально занимало доминирующее положение в процессе организации финансовых отношений среди всех экономических субъектов, то объектом изучения финансовой науки являлись вопросы управления доходами и расходами государства и входящих в его состав административно- территориальных единиц (муниципалитетов, графств, земель, общин, округов и пр.).

В результате активного развития в 1940—1950 гг. в зарубежной, особенно англо-американской науке, неоклассической экономической теории и основанной на ней теории финансов объектом рассмотрения последней стали процессы управления финансами в рамках отдельной организации и вопросы функционирования финансового рынка. При этом основное внимание стало уделяться организации финансов фирм (особенно крупных национальных компаний и транснациональных корпораций), составляющих основу финансовой системы государства, и вопросам оптимизации их финансовых отношений. Осознание роли финансов домохозяйств в развитии и расширении финансовой базы функционирования государства и организаций, их влияния на темпы экономического развития определило необходимость изучения в зарубежной финансовой теории вопросов управления финансами домохозяйства или личными финансами. Сохраняющаяся до настоящего времени нацеленность зарубежной финансовой науки на изучение процесса управления денежными потоками всеми экономическими субъектами, в ходе которого активно используются все инструменты финансового рынка, обусловило появление и выделение в зарубежной теории финансов и финансового менеджмента понятий «финансовая политика компании (фирмы, организации)» и «финансовая политика домохозяйства».

Содержание В некоторых зарубежных учебниках по теории финансов1 основ-

финансовой политики ные составляющие финансовой политики организации и домо- в зарубежной хозяйства раскрываются в ходе рассмотрения так называемых

экономической «финансовых решений», принимаемых фирмой или домохозяй-

литературе ством в процессе управления денежными средствами.

Так, при характеристике финансов домохозяйств в зарубежной финансовой теории принято выделять четыре типа финансовых решений. В первую очередь рассматриваются решения о потреблении и сбережении денежных средств, которые оказывают непосредственное влияние не только на уровень благосостояния членов домохозяйства в текущем и долгосрочном периоде времени, но и определенным образом воздействуют на финансовую политику организаций (фирм) и субъектов власти. Так. если у домохозяйства наблюдается превышение доходов над текущим потреблением (Д > Рт). т.е. накапливаются сбережения, то в такой ситуации индивид, участвуя в инвестиционном процессе, оказывает влияние на инвестиционную политику организаций и в конечном итоге стимулирует развитие экономики государства. В ситуации, когда все доходы используются исключительно на финансирование текущих потребностей домохозяйства и у большого количества домохозяйств наблюдается дефицит собственных финансовых ресурсов (Д < Рт), происходит усиление их финансовой поддержки со стороны государства, что непосредственным образом влияет на содержание государственной финансовой политики в социальной сфере.

Степень сбалансированности доходов и расходов домохозяйства влияет на дальнейший выбор направлений финансовой политики домохозяйства и принятие соответствующих финансовых решений. При наличии персональных накоплений у домохозяйства возникает потребность в инвестировании временно свободных денежных средств с целью их дальнейшего приумножения и максимально прибыльного использования. В данных обстоятельствах домохозяйство разрабатывает собственную инвестиционную политику, включающую инвестиционные решения об объектах, сроках, объемах и других показателях предполагаемой инвестиционной деятельности. Напротив, в случае дефицита собственных финансовых ресурсов домохозяйство вынуждено привлекать необходимые средства из других источников, т.е. принимать решения о финансировании своих расходов с использованием заемных средств. Однако и в случае финансирования дефицита средств домохозяйства за счет заемных источников, и при осуществлении инвестиционной деятельности домохозяйство сталкивается с определенными финансовыми рисками, для минимизации которых оно так-же должно принимать финансовые решения, связанные с управлением риском. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих финансовой политики домохозяйства, рассматриваемых в зарубежной экономической литературе, представлены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Составные части финансовой политики домохозяйства

Состав финансовых решений организаций более разнообразен в виду более широкого круга видов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, больших объемов и количества осуществляемых финансовых операций. Поэтому финансовая политика организации, в отличие от домохозяйства, характеризуется значительным масштабом, нацеленностью в большей степени не только на текущий, но и на долгосрочный период времени, активным использованием научных теорий финансового менеджмента в ходе ее разработки. а в крупных организациях — оформлением во внутренних документах организации.

В нашей стране длительное господство классической теории финансов, которая преобладала практически до середины 1990-х гг., объяснялось существовавшим в советское время политическим строем, типом экономического развития (централизованная плановая экономика), господствовавшей экономической теорией, которые отрицали частную собственность, рыночные механизмы регулирования экономики и предусматривали централизацию всех финансовых ресурсов на макроуровне. В этих обстоятельствах основное внимание отечественных ученых-экономистов было направлено на разработку теории и практики государственных финансов.

в советский период развития экономики нашего государства неоднократно делались попытки улучшить хозяйственный механизм на уровне предприятий. Например, в середине 1960-х гг. была сделана попытка проведения реформы финансов государственных предприятий в рамках разработанной профессором Е.Г. Либерманом экономической реформы, декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства, расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Впоследствии, в конце 1970-х гг. стала внедряться модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости, а в 1980-х гг. проводился эксперимент по внедрению на предприятиях полного хозрасчета и самофинансирования. Однако на практике ни реформа 1960-х гг., ни последующие преобразования в сфере финансов предприятий не были полностью реализованы, поскольку, по мнению большинства ученых-эконом истов, в условиях господства государственной формы собственности и слабой разработанности прикладных аспектов теории финансов предприятий невозможно было достичь оптимального сочетания централизованного управления, основанного на бюджетном перераспределении основного объема финансовых ресурсов, с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий.

Начавшийся в середине 1980-х гг. переход нашего государства к рыночному типу экономического развития, обусловивший развитие частного сектора экономики, становление национального финансового рынка, усиление значимости финансов организаций и домохозяйств в развитии национальной экономики, выявил необходимость активного использования основных концепций зарубежной теории финансов для грамотного построения и организации финансовых отношений в частном и государственном секторах экономики. В результате в настоящее время можно говорить о существенном влиянии на развитие современной российской финансовой науки основных зарубежных концепций и теорий финансов и финансового менеджмента.

Следует отметить, что финансовая политика является некой теоретической концепцией развития финансов органов государственной власти и органов местного самоуправления (субъектов власти), организаций и домохозяйств, на базе которой в дальнейшем осуществляется процесс управления финансами, т.е. она находится на стыке науки и практической деятельности (часто ее разрабатывают те же субъекты. которые в дальнейшем осуществляют управление финансами). В силу тесной взаимосвязи финансовой политики с управлением финансами при рассмотрении финансов организаций, особенно финансов крупных корпораций, в современной экономической литературе финансовая политика субъекта хозяйствования включается в курс финансового менеджмента, изучающего управление финансовыми потоками организации с целью принятия эффективных управленческих решений. Эта же взаи мосвязь обусловливает рассмотрение в публикациях некоторых современных ученых- экономистов по теории финансов (MB Романовского, С. В. Барулина. В. А. Галанове и др.) финансовой политики как особой сферы управленческой деятельности или категории управления. Однако, принимая во внимание данную научную позицию, мы будем рассматривать финансовую политику как самостоятельную сферу финансовой деятельности, в большей степени связанную с теоретическими разработками и научным обоснованием мероприятий в области финансов, которая определяет, конкретизирует особенности использования финансов в будущем процессе управления финансовыми отношениями и финансовыми ресурсами на планируемый период времени.

Следствием активного использования положений зарубежной финансовой школы в отечественной финансовой науке стало расширение объектов ее изучения, что применительно к финансовой политике проявляется в расширении состава субъектов финансовой политики. Так, наряду с изучением финансовой политики государства в настоящее время уделяется отдельное внимание рассмотрению особенностей разработки финансовой политики коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. При этом главная роль в обеспечении устойчивости финансовой системы страны, интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, достижении конкурентных преимуществ национальных производителей и обеспечении роста благосостояния населения принадлежит финансовой политике государства и его территориальных образований.

Отсюда можно сделать вывод, что финансовая политика государства имеет приоритетное значение для стабильного экономического развития, оказывает непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики как организаций, так и домохозяйств, и именно ей отводится главная роль при рассмотрении финансовой политики каждого из экономических субъектов. Взаимосвязь между финансовой политикой государства, финансовой политикой субъектов хозяйствования и финансовой политикой домохозяйств представлена на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Взаимосвязь финансовой политики государства, организаций и домохозяйств

Финансовая политика государства оказывает определенное влияние на содержание финансовой политики организации в части оптимизации налоговых платежей, а также политики привлечения финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней, строящейся с учетом форм и условий предоставления бюджетных средств. Кроме того, цели и задачи финансовой политики государства влияют на экономические условия функционирования организации, также учитываемые при формировании ее финансовой политики. Среди всех субъектов хозяйствования наибольшее воздействие финансовая политика государства оказывает на политику тех организаций, учредителем которых являются соответствующие субъекты власти (в Российской Федерации — это органы государственной власти и органы местного самоуправления), поскольку их основная деятельность полностью или частично финансируется из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Финансовая политика государства, особенно в социальной сфере, непосредственным образом воздействует на финансовую политику домохозяйств как в части формирования их доходов, так и при определении направлений использования средств домохозяйства.

Пример

В нашей стране влияние финансовой политики государства на политику домохозяйства в части доходов проявляется при определении форм и условий государственной социальной поддержки населения, совершенствовании механизма оплаты труда в бюджетном секторе экономики, утверждении политики предоставления межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, которая в итоге влияние на выравнивание доходов населения в территориально* разрезе Воздействие финансовой политики государства на политику домохозяйства в области расходов выражается в возможности индивида участвовать в программе государственного со финансирования пенсии, а также распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в рамках утвержденных государством направлений его использования: улучшения жилищных условий, получения образования ребенком, формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, единовременной выплаты законодательно утвержденной части капитала на повседневные нужды семьи

В отличив от финансовой политики государства, непосредственно влияющей на финансовую политику организаций и домохозяйств, последние имеют лишь косвенное воздействие на государственную финансовую политику. Так. от финансовой политики домохозяйства и организации зависит объем средств, поступающих в экономику государства в форме инвестиций, налоговых и неналоговых платежей, дополнительных отчислений денежных средств в государственные пенсионные программы, что влияет на цели и задачи финансовой политики государства и его территориальных образований в экономической и социальной сферах.

Существует также определенная взаимосвязь между финансовой политикой организации и финансовой политикой домохозяйства. Например, политика экономически активного населения в области доходов в определенной степени зависит от политики организации в вопросах оплаты труда и материального поощрения работников, дивидендной политики, и напротив, политика домохозяйства в части использования собственных сбережений влияет на инвестиционную политику организации (более подробно эта взаимосвязь рассмотрена в параграфе 8.3).

Структурные Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур- элементы финансовой ных элементах, к которым относятся: политики выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

•определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

•разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. Следует отметить, что только при характеристике финансовой политики государства можно говорить о полноценном использовании в ходе ее разработки определенных научных концепций, существующих в рамках экономической теории. На микро- уровне исключительно организации крупного бизнеса, имеющие высококвалифицированных специалистов (финансовых аналитиков), учитывают при формировании собственной финансовой политики (как правило, в части ее инвестиционной составляющей, политики распределения прибыли и долговой политики) положения некоторых концепций неоклассической экономической теории и теории финансового менеджмента (например, теории структуры капитала, теории дивидендов, теории портфеля и пр.). Организации, относящиеся к среднему и малому бизнесу и абсолютное большинство домохозяйств (за исключением тех, в которых индивиды имеют специальное экономическое образование), не используют научные разработки для определения направлений развития собственных финансов. Однако цели и задачи финансовой политики как организации, так и домохозяйства всегда определяются с учетом стадии их развития (жизненного цикла).

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический слад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического слада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание уделяется составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, национального финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период на макроуровне базируется на целях и задачах экономической политики государства. выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства. На уровне отдельных организаций данная составляющая финансовой политики основывается на общей стратегии развития организации, которая может отражаться в соответствующих документах, в том числе в бизнес-плане организации. При этом учитываются не только внутренние факторы (вид и масштаб деятельности, организационно-правовая форма), определяющие особенности

организации финансов данной организации, но и содержание финансовой политики государства. условия экономического развития и ведения финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в долгосрочной перспективе. Для домохозяйств определение направлений использования личных финансов на перспективу, как правило, связано с разработкой инвестиционной политики, а на текущий период — со всеми составляющими финансовой политики домохозяйства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Например, если задачей финансовой политики государства является снижение объема государственного долга, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Применительно к организациям хозяйствования примером реализации данной составляющей финансовой политики является определение путей достижения определенного уровня финансовой устойчивости организации: это может быть комплекс мероприятий, направленных на повышение степени ликвидности баланса организации, на обеспечение роста величины рентабельности ее финансово-хозяйственной деятельности или на использование продуманной системы страховой защиты имущественных интересов организации в условиях существования определенных предпринимательских рисков.

Для финансовой политики домохозяйств также характерно наличие данной составляющей. Так, одной из целей финансовой политики любого экономически активного индивида, входящего в состав домохозяйства, является осуществление накоплений в течение периода активной трудовой деятельности с тем, чтобы сформировать финансовую основу для обеспечения необходимого уровня текущего потребления в пенсионном возрасте. При выработке конкретных путей реализации данной цели индивид должен определить оптимальные для себя пути ее реализации: например, инвестирование свободных денежных средств в паи инвестиционных фондов, передача их в управление негосударственным пенсионным фондам, использование страховых методов (страхования жизни), самостоятельное формирование персонального инвестиционного портфеля из ценных бумаг определенных компаний и пр.

Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий (по управлению государственным долгом, достижению определенного уровня финансовой устойчивости организации или осуществлению индивидуальных накоплений), его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

Финансовая политика Как уже было отмечено выше, эффективность использования государства финансовых отношений и финансовых ресурсов в экономике

страны в первую очередь зависит от грамотной, обоснованной финансовой политики государства и его территориальных образований. Поэтому в современной российской экономической, в том числе учебной, литературе ее характеристика занимает центральное место при рассмотрении содержания финансовой политики всех экономических субъектов. 

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования государственных и муниципальных финансов для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

В англо-американской экономической литературе при рассмотрении финансовой политики субъектов власти часто используется термин •фискальная политика* (fiscal policy), содержание которого, по сути, отражает цели и задачи бщкетно-налоговой политики государства. Так, в энциклопедии • Бри тан н и ка > под фискальной политикой понимаются меры, применяемые правительством для стабилизации экономики, в частности путем манипулирования уровнем и процессом распределения налогов и государственных расходов. В Словаре казначейских терминов Каэннейства Великобритании под фискальной политикой понимается применение политики в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на изменения в экономике государства. Таким образом, в составе фискальной политики в зарубежной экономической литературе выделяют две составные части: налоговую политику и политику в области государственных расходов.

Финансовую политику государства, разрабатываемую уполномоченными субъектами власти, можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременных характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится разработка системы мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономики государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, медицинского и социального страхования; пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и позволяют

реализовать национальные конкурентные преимущества1. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся и определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства, расширение возможностей использования ускоренной амортизации технологического оборудования, обеспечение регулярной индексации социальных выплат, повышение эффективности социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом,-

в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов организаций и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и снизить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов организаций включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

•научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития?

•прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по Финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставлен ных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

• учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

•четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

•учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

•комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов организаций, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

•много вариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

•учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства

Реализация финансовой политики государства также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организаций и населения, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для реализации задач и функций, возложенных на государство. обеспечивать стабильность общественного производства с цепью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так. в условиях административно-командной системы управления экономикой финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности организаций интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

0 рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для организаций и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: