double arrow

Финансирование услуг образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания


Финансовое обеспечение образовательных, медицинских услуг, услуг в сфере культуры и искусства, мероприятий по социальному обслуживанию может осуществляться за счет трех основных источников:

• бюджетных средств и (или) средств социального страхования;

•средств населения (домохозяйств);

•средств работодателей, спонсоров и благотворителей.

Соотношение между этими источниками определяется национальными особенностями и моделью рыночной экономики.

XX вон характеризовался переходом во многих государствах от платных образовательных и медицинских услуг к полностью или частично бесплатным для населения. В бывших социалистических государствах в конце XX — начале XX/ в. стал происходить обратный процесс перехода от преимущественно бесплатных услуг к сочетанию платных и бесплатных услуг. Сочетание платных и бесплатных услуг в сфере образования и здравоохранения должно было за счет создания конкурентных начал значительно повысить качество услуг, но на практике этого не произошло. Тем более что, нэк правило, данные услуги предоставляют одни и те учреждения, и даже в разных учреждениях нередко одни и те же преподаватели, врачи и иной медицинский персонал.

На рисунке 7.7 можно наблюдать соотношение источников финансирования услуг здравоохранения в отдельных странах мира; бюджетные средства и средства социального страхования (расходы бюджета расширенного правительства), а также частные расходы на здравоохранение (средства домохозяйств, оплата работодателями медицинских услуг своим работникам). Данные рисунка показывают, что в большинстве развитых стран, кроме США, расходы расширенного правительства на здравоохранение превышают расходы частного сектора. В странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) соотношение разное: превышение расходов расширенного правительства над частными расходами в России и обратная ситуация в остальных странах.

Рис. 7,7. Структура источников финансирования здравоохранения в 2007 г.

Гарантированные государством бесплатные образовательные и медицинские услуги населению обеспечиваются за счет разных форм бюджетного финансирования: сметного или нормативно-подушевого. При нормативно-подушевом финансировании оплачивается

за счет бюджетных средств предоставленная услуга, ориентиром для количественной и качественной оценки такой услуги являются разработанные государством стандарты услуги. При финансировании бесплатных медицинских услуг используется модель обязательной) медицинского страхования (социального страхования) или бюджетного финансирования.

Степень участия государства в финансировании учреждений культуры и их услуг зависит от сложившихся традиций, исторического культурного наследия, которым располагает страна.

Примером полярных представлений об участии государства в финансировании культуры являются Франция и США. Если во Франции 99% расходов на содержание объектов культурного наследия приходится на бюджетные средства и только 1% — на средства меценатов, то в США до 1965 г. вообще отсутствовал механизм бюджетного финансирования культуры и искусства.

Финансирование культуры не решает самых острых социальных вопросов, но тем не менее играет большую роль в общей социально-экономической среде.

Так, в Финляндии в условиях роста безработицы безработным предложили играть в симфонических и народных оркестрах. А когда наметился экономический рост и бывшие безработные вернулись на свои рабочие места, оказалось, что уровень производительности труда тех, кто во время безработицы играл в оркестре, значительно выше, чем у тех, кто продолжал трудиться на своих рабочих местах. Многие японские корпорации оплачивают уроки живописи для своих сотрудников, считая, что качество трудовой деятельности в этом случае значительно повышается.

Считается, что государственное (муниципальное) финансирование тех или иных благ должно осуществляться тогда, когда для рынка производство тех или иных товаров и услуг неэффективно. Но если рынок может обеспечить такое производство, то доступность товаров и услуг для домохозяйств обеспечивается на основе субсидирования такого производства. Наиболее популярно в мире субсидирование издания школьных учебников и детской литературы, услуг городского транспорта, производства лекарств. Субсидируются также ставки по образовательным и ипотечным кредитам, тарифы на оплату коммунальных услуг и страхования жилья. Понижению ставки по образовательным и ипотечным кредитам могут также способствовать государственные (муниципальные) гарантии кредитных обязательств домохозяйств.

Для обеспечения стабильности рынка продовольствия (как известно, на него спрос не является эластичным), с одной стороны, и для поддержания сельхозпроизводителей, с другой, органы власти создают систему государственных закупок продуктов питания, при этом цены в рамках таких закупок обычно для производителя более высокие, чем сложившиеся на рынке.

Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о снижении дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов домохозяйств, изменении социального состава общества, изменении продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности), снижении заболеваемости.

Контрольные вопросы и задания

1.Укажите причины, определяющие необходимость государственного финансового ре-гулирования.

2.Определите понятие «финансовое регулирование».

3.укажите направления и объекты финансового регулирования.

4.Назовите формы финансового регулирования.

5.Перечислите методы финансового регулирования.

6.Какое влияние на экономику оказывает высокое налогообложение субъектов хозяйствования?

7.Назовите финансовые инструменты борьбы с монополизмом производителей?

8.Какую выгоду Россия получит от вступления в ВТО?

9.Назовите формы и методы бюджетной поддержки субъектов хозяйствования?

10.Как норма накопления влияет на темпы экономического развития?

11.Назовите основные финансовые инструменты воздействия на научно-технический прогресс?

12.Какие существуют финансовые инструменты воздействия на состав и численность рабочей силы?

13.Раскройте содержание парораспределительной функции государства.

14.Назовите основные финансовые механизмы воздействия на социальные пропорции.

15.Укажите цели применения прогрессивной шкалы подходного налогообложения.

16.Назовите источники финансирования социальных выплат.

17.Назовите источники и механизмы финансирования услуг образования, здравоохранения. культуры.

Тесты для самоконтроля

1.Причины, определяющие необходимость государственного финансового регулирования:

а)глобализация экономических и социальных процессов;

б)«провалы» рынка;

в)ограниченность административных методов государственного регулирования.

2.Укажите понятие, являющееся обобщением для двух других, указанных в тесте:

а)финансовое сдерживание;

б)финансовое стимулирование;

в)финансовое регулирование.

3.Субсидирование процентной ставки по образовательным кредитам является следующей формой поддержки доступности образовательных услуг населению:

а)прямой;

б)косвенной.

4.Метод финансового регулирования, вследствие которого увеличивается государственная (муниципальная) собственность:

а)бюджетные кредиты;

б)бюджетные инвестиции;

в)субсидии. 

5.Различное толкование в международных актах и национальном законодательстве отдельных стран касается следующего термина:

а)налоговые льготы;

б)субсидирование;

в)государственная гарантия.

6.Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

а)налоговые льготы;

б)дотации нижестоящим бюджетам;

в)изменение амортизационной политики;

г)бюджетное финансирование и другие формы финансовой поддержки субъектов хозяйствования.

7.Примером косвенного финансового регулирования в рамках поддержки малого бизнеса являются:

а)налоговые льготы малым предприятиям;

б)субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков малым предприятиям;

в)налоговые льготы обществам взаимного страхования.

8.Основным субъектом, осуществляющим финансовое регулирование экономики, является:

а)домохозяйство;

б)государство;

в)некоммерческая организация.

9.Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России — это:

а)налоговые льготы и санкции;

б)учетные ставки Банка России;

в)фонды экономического стимулирования предприятий;

г)бюджетное финансирование инвестиционных проектов.

10.Финансовые рычаги борьбы с монополизмом производителей — это:

а)бюджетное финансирование;

б)импортные таможенные пошлины;

в)разукрупнение компаний.

11.Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий:

а)положительно, так как всегда стимулирует инвестиционную деятельность предприятий;

б)положительно, если идет на погашение внешнего долга;

в)отрицательно.

12. Введение обязательного страхования банковских депозитов влияет на инвестиционную деятельность и развитие финансового рынка:

а)отрицательно, так как повышается плата за кредит;

б)не оказывает заметного влияния;

в)положительно влияет, так как увеличивает приток новых сбережений населения на финансовый рынок.

13.Целью социального страхования является:

а)доведение уровня доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума;

б)компенсация утраченного заработка при наступлении страхового случая;

в)стимулирование трудовой деятельности.

14.В Российской Федерации для налога на доходы физических лиц предусмотрена:

а)прогрессивная шкала;

б)пропорциональная шкала;

в)регрессивная шкала.

15.На уровень реальных доходов домохозяйств влияют:

а)только косвенные налоги;

б)только прямые налоги;

в)и прямые, и косвенные налоги.

16.При значительном превышении численности работающих над пенсионерами эффективна следующая модель пенсионной системы:

а)распределительная;

б)накопительная.

17.Доступность образовательных услуг может быть обеспечена:

а)налоговыми льготами по налогу на имущество физических лиц;

б)субсидированием процентной ставки по образовательному кредиту;

в)бюджетным финансированием образовательных услуг;

г)социальными вычетами по налогу на доходы физических лиц.

 
 



Сейчас читают про: