double arrow

Результаты применения

Закон был нацелен на решение ряда конкретных проблем. Первая касается правовой характеристики и основ регулирования информационного ресурса, формируемого на основе документированной информации.

1. Комплексное представление предмета регулирования, с одной стороны, и достаточно конкретное представление сферы регулирования – документированная информация и рассмотрение последней как в образе первичной формы ее представления – документа, так и в форме функционально полезного объекта для конкретных субъектов и страны в целом – в форме информационного ресурса.

2. Включение информационного ресурса в систему социальных и естественных ресурсов общества (ст. 4. п. 1) и определение его как объекта отношений, защищаемых законом наряду с другими ресурсами.

3. Включение в сферу действия закона всех видов субъектов права: физических, юридических лиц, государства и его органов, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений (ст. 4, 6).

4. Включение в механизмы правового регулирования такого института, как правовой режим информационных ресурсов, а также распространение этого института на информационные технологии, в первую очередь на программы и программную продукцию для ЭВМ.

5. Выделение значимости акта документирования информации (сведений) в целях включения конкретных объектов в сферу информационных процессов и сферу правовой защиты.

6. Обозначение основных категорий информации по доступу: открытой, ограниченного доступа с разделением последних на сферу государственной тайны и сферу обращения конфиденциальной информации в ее дифференциации на отдельные категории.

7. Нормативное закрепление необходимости сформировать общероссийское национальное достояние в части информационных ресурсов России.

Закон определял направления деятельности государства в области информатизации, цели и методы защиты информационных ресурсов и прав субъектов в информационной сфере. Он впервые закрепил достаточный перечень нормативно оформленных дефиниций, используемых в области отношений в информационной сфере. Правда, в стремлении быть оригинальными разработчики последующих законов, и особенно Федерального Закона «Об участии в информационном обмене», старались дать «свои» определения. Заметим, что это отрицательно сказалось на роли данного закона, и он уже давно требует пересмотра.

Базовый закон, нацеленный на создание организации отрасли информационных технологий, как специальной отрасли, обеспечивающей процессы информатизации (ст. 16 Закона), на формирование системы информационных ресурсов, в значительной мере достиг этой цели. С учетом и на основе этой нормативной базы за прошедшие годы сформировалась нормативно-правовая система регулирования отношений в информационной сфере в субъектах Российской Федерации. К настоящему времени приняты и действуют законы об информатизации, информационных ресурсах, об обеспечении потребностей органов государственной власти почти в 40 субъектах РФ. Органы исполнительной власти регионов на базе федерального закона и региональных законов обеспечивают плодотворное сотрудничество с крупнейшими компаниями в области ИКТ и используют их потенциал в формировании информационных ресурсов, удовлетворяющих потребности органов государственной власти, местного самоуправления, в меньшей мере граждан. Сформированы региональные информационные системы, успешно развиваются сети информационной коммуникации, реализуются отношения по обеспечению потребностей государственных, муниципальных органов, перестраивается работа по обеспечению населения к доступу официальной и массовой информации.

Федеральный закон «О связи» существенно дополнил базовый закон в части формирования системы сетей, позволивших выстроить коммуникации не только в пределах российского пространства, но и успешно обеспечить взаимодействие с международными линиями связи, создать условия для пользования Интернетом значительной части населения страны. Мобильная связь весьма существенно компенсирует отсутствие проводных линий телефонной связи. Хотя еще большая часть населения испытывает недостатки в информационных средствах, проблема информационного неравенства между центром России и ее отдаленными регионами дает о себе знать.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» явился стимулятором в реализации первых концепций правовой информатизации, которые были начаты еще до принятия этого закона. Но именно за последние десять лет сложились, успешно развиваются и функционируют системы правовой информации – «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и другие. Это уникальные информационные системы, которые на основе взаимодействия негосударственных корпораций с государственными структурами – Федеральным Собранием, Правительством, Министерством юстиции, с научными центрами правовой науки создали системы, которые вполне удовлетворяют наиболее общую потребность управления, предпринимательства, граждан в правовой информации. Работа этих систем в контакте с публичными библиотеками позволяет продвинуть правовое просвещение в глубинные районы страны. Центром такой работы является Государственная публичная библиотека, вокруг которой сформирована мощная сеть доступа населения к правовой и официальной информации.

На основе информационных технологий пробивает дорогу идея и уже нормальное организационное движение в области правового мониторинга. Инициатором этой работы выступает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Впервые этим органом подготовлен доклад о состоянии и развитии российского законодательства, который позволяет сформулировать тезис о гуманитарно-правовой парадигме дальнейшего развития российского законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: