Год и 6 мес

Теперь что касается года и 6 мес. Это следующий этап развития ребенка. Здесь хочу отметить, что ребенок начинает упражнения в спрыгивании, по крайней мере, может начать. Та высота, с которой они спрыгивают успешно, связана с ростом ребенка; это 35–40 см, фактически со стула. Еще такая пометочка: это касается мальчиков. Девочки проявляют стремление спрыгивать с высоты ближе к 2 годам. То есть они могут прыгать на одной ножке, подпрыгивать, перепрыгивать через веревочку, но желания спрыгивать у них нет. Если ребенок не прыгает, может быть, он просто не догадался: примера у него не было. А может быть, испугался. Если вы начнете с ним прыгать, вы поможете ему какие-то страхи отсеять, показать пример. Вы можете и сами попрыгать – представляю картину! – а можете предложить ребенку игру, когда вы ставите его на возвышение и спрыгиваете. Провоцировать его спрыгивать, подтягивая за ручки, можно с небольшого возвышения, буквально книжку положить. Здесь очень важен пример. Надо, чтобы кто-то пришел в гости и попрыгал, и они очень быстро начинают это осваивать.

Теперь что касается познавательного поведения. Исследование себя. В этом возрасте детеныш начинает изучать свои возможности слышать звуки. Он может это делать и раньше, но, как правило, в этом возрасте упражнения носят целенаправленный характер. Что он делает? Он кричит что-нибудь, закрывая два уха, одно, другое, и слушает, что у него получается. Ему просто становится интересно, как это работает. Вот такая проверка. Потом начинает кричать «у-лю-лю», как индеец. Но поскольку у него самого рукой получается хлопать медленно, он приходит к взрослому и просит, чтобы ему сделали «у-лю-лю», чтобы красивее получилось. Моя Мася исследовала эти возможности, когда ей было год и 7. Она садилась на диван, вытянув ручки, что-то бубнила и закрывала уши. Если не знать, что это вот это, то можно и внимания не обратить. Разговаривать в шумном метро, кричать в ведро – то же самое. Они это исследуют, но вы не всегда можете понять, что же они делают такое.

Следующий момент к особенностям поведения. К полутора годам ребенок начинает показывать и приносить маме то, что она просит, а не то, что ему больше нравится. Кроме этого, они с большим удовольствием показывают картинки, предметы и с этого возраста очень любят рассматривать книжки. Картинки им нужно показывать 2–3 раза подряд.

Еще такая особенность поведения: мы начинаем кусаться и биться. А еще мы начинаем раздеваться и бегать голыми. Теперь смотрите: что касается кусания, это такой важный момент. Кусаем мы, как правило, тех, кто маленький – меньше, чем взрослый – и в том случае, если этот детеныш проявляет агрессию в адрес малыша. Так идут разборки в стае, как правило. Если старшие дети вдруг проявляют агрессию по отношению к младшему, с его точки зрения, то есть не бьют его лопатой по голове, а игнорируют его, ведут себя неуважительно по отношению к нему, то те начинают кусаться. Это большая проблема, и она сильно вылезает в детских садах. Там действительно могут приходить покусанные дети. И могут биться – по той же причине. В этом случае надо воспитывать и тех, и других. Без воспитания обеих сторон просто не обойтись. Старший не должен ни в коем делать выходок, которые унижают достоинство младшего. Что они обычно делают? Этот что-нибудь берет, а тот подходит и отнимает, как будто это не человек, а механическая кукла. И тот обижается ужасно и кусается. Поэтому старший должен относиться по-человечески, должен спрашивать, когда что-то берет, предлагать взамен, то есть вести себя, как взрослый. На поведение старшего распространяются те же правила, что и на поведение взрослого человека. А малыша надо учить, что кусаться не стоит. Чем это еще вредно: когда они начинают кусать детей, они могут это еще и на взрослых переносить. Это всегда происходит с отсрочкой по времени, с разрывом в месяц. Вдруг такие плоды замечательные – вот откуда они взялись? Только одно средство от этого избавиться – привести в порядок старших. Пока они будут вести себя безобразно по отношению к младшим, от кусания избавиться нельзя. У них ведь только одно оружие. Очень забавно смотреть, как 9-летний ребенок бежит от полуторагодовалого. Светелка убегал от Маси и говорил: «Она такая кусачая!» – «А ты наверняка у нее что-нибудь отбирал». Это всегда было именно в такой ситуации. Или она что-то устроит, а он придет и переставит. Она тогда начинает с ним разбираться или просто подходит сзади и кусает без предупреждения. Это такое обозначение: «это мое».

Теперь речевое развитие. Во-первых, мы начинаем осознанно говорить «нет», ребенок начинает правильно использовать жесты «да» и «нет». Широко используется звукоподражательная речь – все эти «ав-ав», «хрю-хрю». Если ребенок уже говорит, в этом возрасте они уже значительно продвинуты в речевом отношении. Расширяется словарный запас, и начинают использовать склонения существительных и притяжательную форму местоимений, имен собственных. То есть они могут отвечать на вопрос: «Это чье?» – «Мамино».

Что касается книг и чтения. Обязательно проявляется интерес к чтению сказок, если он не появлялся раньше. Ребенок способен слушать «Курочку Рябу», «Репку» и тому подобные мини-сказки.

Что касается социальной адаптации. У ребенка в этом возрасте появляется личное пространство. Личное контактное пространство есть у каждого: кому-то удобно, когда с ним разговаривают близко – на расстоянии полуметра, а кому-то неудобно, ему надо, чтобы стояли на расстоянии метра. Это зависит, в первую очередь, от культурной основы, и еще есть некоторая индивидуальная специфика, которая связана со всякими опасениями, насколько мы кого боимся, насколько мы кого принимаем. Ребенок этого возраста определяет дистанцию так, что он берет вас и чисто физически отодвигает и придвигает. Мне очень нравится, когда Данька садится с Масей книжки смотреть: она его берет, сажает, как надо, сама садится, отмеряет расстояние, и после этого они начинают заниматься. Причем они люди очень простые, поэтому у них прямо буквально: отмерил сантиметром, поставил, а теперь будем общаться.

Теперь у нас момент естественных отправлений. Появляется такой замечательный момент – ребенок ходит в штанах. Он может надевать штаны, чтобы помодничать. Но штаны у нас до первого пописа. Ребенок в штанах может долго не писать. Если мы штаны одели для моды, мы очень долго держимся, бережем одежду, но потом все-таки не удерживаемся, и она оказывается пострадавшей. Еще детеныш, если одевается, может писать заигравшись.

Теперь бытовые навыки и личная гигиена. Здесь хочу отметить только то, что ребенок начинает делать попытки самостоятельно одеваться, проявляет разборчивость в одежде и начинает предлагать, чтобы ему одели именно эту футболку. И если никаких препятствий нет, то почему бы, собственно говоря, не одеть. Только не ловитесь на удочку, потому что там есть такой финт ушами. Сначала мы просим, чтобы нам одели именно эту и никакую другую, а потом мы начинаем просто вредничать: «Эту не хочу, хочу вот эту». – «Ну давай надевать». – «Нет, уже не хочу, хочу другую». Мама может лопухнуться и не сразу отметить, что пошла совсем другая игра, и надо ее остановить. Рекомендуется ловиться на такие вещи только один раз.

Дети проявляют особую любовь к мытью рук. Она имеет действительно гипертрофированные размеры, когда руки мыть можно каждый час и по любому поводу. Мне родители принесли такие фотки: утро – ребенок моет руки; день – ребенок моет руки. Вечер – на даче все та же поза у колонки, и мы продолжаем мыть руки. Глубокий вечер – он все еще продолжает мыть руки, потом его просто берут и уносят спать. Прямо оттуда. По фотографиям такое впечатление, что он стоит там целый день – у него такая работа. Сильно препятствовать этому не нужно, но если вы чувствуете, что дело зашло слишком далеко, может быть, стоит сходить куда-нибудь по малину или переключить свое внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: