Методы обнаружения ошибок базируются на анализе информации по синтаксическому (контролируются элементарные составляющие информации – знаки) и семантическому (контролируется смысловое содержание информации, ее логичность, согласованность данных) содержанию.
Основными методами контроля и обнаружения ошибок в информации, которые базируются на информационной и программной избыточности, являются:
- метод контрольных сумм;
- защита кодов и реквизитов контрольным числом;
- контроль формата сообщения;
- программно-логические методы.
Метод контрольных сумм широко используется на этапах подготовки первичной информации, ввода массива данных в ЭВМ, считывании информации с накопителей и записи на них.
При обработке первичных документов и записи информации на машинные носители все или часть реквизитов строки (столбца) охватывают контрольной суммой, которая пореквизитно суммирует все показатели строки (столбца). Итог (контрольную сумму) заносят в соответствующую графу документа. При дальнейшем занесении информации на машинный носитель контрольную сумму вводят в счетчик устройства. Регистрируемые данные пореквизитно вычитают из контрольной суммы. Регистрация считается правильной, если после занесения на машинный носитель последнего реквизита имеет место нулевое значение счетчика.
|
|
Для контроля правильности ввода информации в ЭВМ определяют контрольные суммы по массивам вводимой информации. Программным путем предусматривают суммирование разрядов вводимых информационных массивов и сравнение полученного результата с контрольной суммой, указанной в конце массива. При совпадении контрольных сумм информация считается введенной правильно.
Таблица 3.1.
Типы ошибок при подготовке информационных сообщений
Код ошибки | Тип ошибки | Пояснения |
1. Ошибки форматного характера | ||
1.1. Контроль правильности оформления сообщения 02 в целом | ||
Несуществующий код сообщения | Искажен код номера сообщения | |
Сообщение без признака начала или/и конца | Нет признака начала (: или/и конца:) сообщения | |
1.2. Форматный контроль служебной фразы | ||
Недопустимое количество показателей во фразе | Количество показателей в служебном блоке (фразе) должно находиться в пределах 11-17 | |
Ошибка формата показателя | Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ | |
1.3. Форматный контроль информационной фразы | ||
Недопустимое количество показателей во фразе | Количество показателей в информационной фразе должно находиться в пределах 3-15 | |
Ошибка формата показателя | Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ | |
2. Ошибки логического характера | ||
2.1. Логический контроль служебной фразы | ||
Номер поезда должен соответствовать заданным в НСИ пределам | Номер сквозного грузового поезда должен находиться в пределах 2001-2998 | |
Код станции формирования должен соответствовать заданным в НСИ пределам | Код станции формирования должен находиться в пределах 01002-99992 | |
Признак списывания состава должен соответствовать заданным в НСИ пределам | Признак списывания состава должен быть 1 или 2 | |
Дата и время должны соответствовать заданным в НСИ пределам | Число должно находиться в пределах 01-31, месяц – 01-12, минуты – 00-59 | |
Код отметки о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам | Код должен находиться в пределах 0-4 | |
2.2. Логический контроль информационной фразы | ||
При ненулевом весе груза должны быть сведения о станции назначения вагона | Анализируются показатели 4 и 5 информационного блока | |
При ненулевом весе груза должны быть сведения о коде грузополучателя | Анализируются показатели 4 и 6 информационного блока | |
Вес груза должен быть не более грузоподъемности вагона | Значение показателя 4 сравнивается с данными НСИ | |
Недопустимое значение контрольного знака в номере вагона | Контрольный 8-й знак должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 10 на основе первых семи знаков номера вагона | |
Недопустимое значение контрольного знака в коде станции | Контрольный 5-й знак в коде ЕСР должен быть равен знаку, рассчи-танному по модулю 11 на основе первых четырех знаков кода | |
2.3. Логический межфразовый контроль | ||
Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп | Отметка о группе вагонов, следующих по одной накладной, СЦЕПе должна присутствовать не менее, чем у двух вагонов | |
Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп | В группе вагонов, оформленной по одной накладной, ненулевой вес груза должен быть проставлен у каждого вагона | |
Нарушена порядковая нумерация информационных фраз | Пояснения не требуется | |
Значения показателей в служебной фразе не соответствуют значениям показателей информационных фраз | Значения «Особых отметок» в служебной фразе не соответствуют значениям аналогичных «Особых отметок» в информационных фразах | |
Одинаковые инвентарные номера вагонов | Пояснения не требуются |
Различают форматный и логический контроль.
|
|
При форматном контроле:
- определяется число знаков в каждом введенном показателе и сравнивается с необходимым их количеством,
- проверяется наличие допустимого количества показателей во введенном сообщении,
- проверяется наличие алфавитного символа там, где должен стоять цифровой символ и наоборот.
При логическом контроле:
- проверяется значение каждого показателя сообщения области допустимых значений, которая содержится в НСИ,
- делается проверка на взаимное логическое соответствие отдельных показателей друг другу внутри каждой фразы введенного сообщения (внутрифразовый) и между различными фразами (межфразовый контроль),
- выявляется наличие ошибок в наиболее важных показателях сообщения (коды станций, номера вагонов и т.д.) с помощью расчета контрольных знаков.
Форматный и логический контроли выполняются для служебной и информационных фраз сообщения.