Основные методы обнаружения ошибок

Методы обнаружения ошибок базируются на анализе информации по синтаксическому (контролируются элементарные составляющие информации – знаки) и семантическому (контролируется смысловое содержание информации, ее логичность, согласованность данных) содержанию.

Основными методами контроля и обнаружения ошибок в информации, которые базируются на информационной и программной избыточности, являются:

- метод контрольных сумм;

- защита кодов и реквизитов контрольным числом;

- контроль формата сообщения;

- программно-логические методы.

Метод контрольных сумм широко используется на этапах подготовки первичной информации, ввода массива данных в ЭВМ, считывании информации с накопителей и записи на них.

При обработке первичных документов и записи информации на машинные носители все или часть реквизитов строки (столбца) охватывают контрольной суммой, которая пореквизитно суммирует все показатели строки (столбца). Итог (контрольную сумму) заносят в соответствующую графу документа. При дальнейшем занесении информации на машинный носитель контрольную сумму вводят в счетчик устройства. Регистрируемые данные пореквизитно вычитают из контрольной суммы. Регистрация считается правильной, если после занесения на машинный носитель последнего реквизита имеет место нулевое значение счетчика.

Для контроля правильности ввода информации в ЭВМ определяют контрольные суммы по массивам вводимой информации. Программным путем предусматривают суммирование разрядов вводимых информационных массивов и сравнение полученного результата с контрольной суммой, указанной в конце массива. При совпадении контрольных сумм информация считается введенной правильно.

Таблица 3.1.

Типы ошибок при подготовке информационных сообщений

Код ошибки Тип ошибки Пояснения
1. Ошибки форматного характера
1.1. Контроль правильности оформления сообщения 02 в целом
  Несуществующий код сообщения Искажен код номера сообщения
  Сообщение без признака начала или/и конца Нет признака начала (: или/и конца:) сообщения
1.2. Форматный контроль служебной фразы
  Недопустимое количество показателей во фразе Количество показателей в служебном блоке (фразе) должно находиться в пределах 11-17
  Ошибка формата показателя Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ
1.3. Форматный контроль информационной фразы
  Недопустимое количество показателей во фразе Количество показателей в информационной фразе должно находиться в пределах 3-15
  Ошибка формата показателя Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ
2. Ошибки логического характера
2.1. Логический контроль служебной фразы
  Номер поезда должен соответствовать заданным в НСИ пределам Номер сквозного грузового поезда должен находиться в пределах 2001-2998
  Код станции формирования должен соответствовать заданным в НСИ пределам Код станции формирования должен находиться в пределах 01002-99992
  Признак списывания состава должен соответствовать заданным в НСИ пределам Признак списывания состава должен быть 1 или 2
  Дата и время должны соответствовать заданным в НСИ пределам Число должно находиться в пределах 01-31, месяц – 01-12, минуты – 00-59
  Код отметки о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам Код должен находиться в пределах 0-4
2.2. Логический контроль информационной фразы
  При ненулевом весе груза должны быть сведения о станции назначения вагона Анализируются показатели 4 и 5 информационного блока
  При ненулевом весе груза должны быть сведения о коде грузополучателя Анализируются показатели 4 и 6 информационного блока
  Вес груза должен быть не более грузоподъемности вагона Значение показателя 4 сравнивается с данными НСИ
  Недопустимое значение контрольного знака в номере вагона Контрольный 8-й знак должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 10 на основе первых семи знаков номера вагона
  Недопустимое значение контрольного знака в коде станции Контрольный 5-й знак в коде ЕСР должен быть равен знаку, рассчи-танному по модулю 11 на основе первых четырех знаков кода
2.3. Логический межфразовый контроль
  Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп Отметка о группе вагонов, следующих по одной накладной, СЦЕПе должна присутствовать не менее, чем у двух вагонов
  Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп В группе вагонов, оформленной по одной накладной, ненулевой вес груза должен быть проставлен у каждого вагона
  Нарушена порядковая нумерация информационных фраз Пояснения не требуется
  Значения показателей в служебной фразе не соответствуют значениям показателей информационных фраз Значения «Особых отметок» в служебной фразе не соответствуют значениям аналогичных «Особых отметок» в информационных фразах
  Одинаковые инвентарные номера вагонов Пояснения не требуются

Различают форматный и логический контроль.

При форматном контроле:

- определяется число знаков в каждом введенном показателе и сравнивается с необходимым их количеством,

- проверяется наличие допустимого количества показателей во введенном сообщении,

- проверяется наличие алфавитного символа там, где должен стоять цифровой символ и наоборот.

При логическом контроле:

- проверяется значение каждого показателя сообщения области допустимых значений, которая содержится в НСИ,

- делается проверка на взаимное логическое соответствие отдельных показателей друг другу внутри каждой фразы введенного сообщения (внутрифразовый) и между различными фразами (межфразовый контроль),

- выявляется наличие ошибок в наиболее важных показателях сообщения (коды станций, номера вагонов и т.д.) с помощью расчета контрольных знаков.

Форматный и логический контроли выполняются для служебной и информационных фраз сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: