double arrow

Тема 5. Государство как основной субъект международного права (2 часа)


Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и основные признаки государства:

- основные права и обязанности государства;

- понятие и признаки государственного суверенитета;

- юрисдикция и иммунитет государства;

- международная правосубъектность государства.

2. Виды государств (по форме территориального устройства). Объем и пределы правосубъектности каждого вида:

- унитарные государства;

- проблемы международной правосубъектности сложных государств;

- субъекты РФ и вопросы международной правосубъектности.

3. Международно-правовое признание государств:

- юридические последствия и значение признания. Конститутивная и декларативная теории признания;

- виды и формы признания. Признание де-юре, признание де-факто, признание ad hoc;

- международно-правовая практика признания государств и правительств.

4. Международное правопреемство государств:

- вопрос о правопреемстве при социальной революции;

- образование государств в результате деколонизации и проблема правопреемства;

- правопреемство при объединении государств и при разделении государств на два или более государств;

- основания возникновения правопреемства, виды и объекты правопреемства. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.




Основные понятия:субъект международного права, государство, суверенитет, международная правосубъектность, юрисдикция государства, иммунитет, абсолютный иммунитет, функциональный иммунитет, унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, признание, декларативная теория признания, конститутивная теория признания, признание де-юре, признание де-факто, признание ad hoc, государство-преемник, государство-продолжатель, доктрина Тобара, доктрина Эстрады, правопреемство.

Практические задания:

Задача № 1. Статья 4 Устава ООН гласит: «Прием в члены организации открыт для… миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 5) республики в составе РФ являются государствами. Могут ли они претендовать на членство в ООН? Может ли членом ООН стать Ватикан?

Задача № 2.Означает ли полная международная правосубъектность государств:

- право государств участвовать в деятельности международных организаций;

- право государств участвовать в международных гражданско-правовых отношениях с участием юридических лиц;

- право государств совершать международные правонарушения;



- право государств заключать международные договоры;

- право государств самостоятельно определять свое административно- территориальное устройство;

- право государств нарушать права человека на своей территории?

Задача № 3.В Уставе ООН и других международно-правовых актах закреплено право наций на самоопределение. Сегодня в мире существует порядка 4 тыс. национальностей. В то же время количество государств не превышает двухсот.

Означает ли этот факт, что право наций на самоопределение не реализовано в достаточной степени? Каждая нация имеет это право? Какие формы его реализации существуют?

Задача № 4.Ватикан – официальный центр Римско-католической церкви. В Ватикане проживает около 1 тыс. человек, площадь Ватикана (0,44 кв. км) включает в себя собор Святого Петра, дворец Ватикана и сады Ватикана. Папа осуществляет свою юрисдикцию через Комиссию понтификов, возглавляемую кардиналом, и через губернатора – начальника церковной жандармерии. Гражданами Ватикана являются понтифики высокого уровня. Доходы Ватикана формируются из церковных сборов и пожертвований. Можно ли считать Ватикан государством?

Задача № 5.29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики в ходе вооружённого конфликта с Грузией, а 26 ноября 1994 года Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией 1992—1993 гг. Однако международно-правовое признание новых республик началось лишь после вооруженного конфликта в 2008 года. Первой страной признавшей новые государства стала Российская Федерация, затем признание последовало от Никарагуа, Венесуэлы и Науру. Вопрос: можно ли Абхазию и Южную Осетию считать государствами (субъектами международного права) с точки зрения теории государства и права и с точки зрения международного права?



Задача № 6.Правительство РФ 15 мая 1993 года приняло Постановление № 459 «О подписании с государствами-республиками бывшего СССР соглашений об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР» в котором государства-республики бывшего СССР передают, а РФ принимает на себя обязательства по выплате доли этих государств во внешнем государственном долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 года. Для выплаты части внешнего долга, закрепленного за государствами - республиками бывшего СССР, эти государства передают, а Российская Федерация принимает их доли в активах бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 года. Вопрос: проанализируйте законность принятия данного Постановления с точки зрения норм международного права.

Источники по теме:

1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 433–457.

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. // Там же. С. 474.

3. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. // Там же. С. 476–482.

4. Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 13 марта 1992 г. // БМД. 1993. № 8.С. 8–9.

5. Соглашение глав государств СНГ о собственности бывшего СССР за рубежом 1991 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 485–486.

6. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. // БМД. 1993. № 8.

7. Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. // БМД. 1993. № 8.

8. Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 492–493.

9. Указ Президента РФ «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» от 8 февраля 1993 г. // Там же. С. 493–494.

10. Постановление Правительства РФ от 17.05.1993 N 459 «О подписании с государствами - республиками бывшего СССР соглашений об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1993. N 21. Ст. 1962.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ганюшкина Е.Б. Ограничения деятельности государств нормами международного права // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 134-139.

2. Каюмова А.Р. Суверенитет и юрисдикция государства: проблемы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 12-15.

3. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005. № 12. С. 71-79.

4. Кремнев П.П. Правопреемство государств в некодифицированных областях // Московский журнал международного права. 2006. № 4. С. 37-53.

5. Кремнев П.П. Теоретические вопросы правопреемства государств и распад СССР // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2006. № 5. С. 34-48.

6. Кремнев П.П. Правопреемство в отношении международных договоров СССР // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2006. № 6. С. 3-17.

7. Кремнев П.П. Правопреемство государственной собственности и внешнего долга бывшего Союза ССР // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 1. С. 51-71.

8. Кремнев П.П. Категория «Российская Федерация-государство-продолжатель СССР»: вопросы теории и практики // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2008. № 2. С. 3-22.

9. Лялина И. Признание непризнанных: что дальше? // Человек и закон. 2008. № 10. С. 12-16.

10. Марусин И.С. О некоторых правовых аспектах взаимоотношений с непризнанными государствами // Российский ежегодник международного права. 2000. С. 218 – 229.

11. Моисеев А.А. О суверенитете государств в международном праве // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 2. С. 349-352.







Сейчас читают про: