Лекция 13. Антиоффшорное регулирование

Понятие оффшорных зон - независимое государство либо часть его территории,колония с опр степенью независимостью, законодательством которого предусмотрены существенные налоговые льготы и конфиденциальность информации. Оффшорная юрисдикция характеризуется слабо развитой налоговой системой. То есть тогда, когда налоговая система может вообще отсутствовать либо когда она существует только для компаний, деятельность которых осуществляется на оффшорной зоне. Установлен упрощенный режим создания и обложения компаний, зарегистрированных, но не осуществляющих деятельность в оффшорной зоне. Оффшорные компании платят ежегодный сбор оффшорной зоне, который пролонгирует их существование на сл год. Помимо того, что оффшорные компании удобны с точки зрения отсутствия налогов, они еще удобно простотой создания и администрирования (можно создать онлайн).

Классификация оффшорных юрисдикций:

Доктринальная:

- европейский (Гибралтар и о-в Мэн)

- Океанский (Сейшелы)

- Африканский (либерия, лисото, Тунис)

- Азиатский (сингапур)

Есть и высокоразвитые системы, которые постоянно совершенствуют систему антиоффшорного регулирования. Для этого разрабатываются списки оффшорных юрисдикция ОЭСР (Андорра, лихтенштейн, монако, маршалловы о-ва). В 2009 появился новый список стран, которые к моменту публикации не выполнили требования по обмену информацией для налоговых целей и стандарты межд сотрудничества. Список состоит из 3 частей: 1. Юрисдикции, которые в достаточной или большей степени осуществили стандарт сотрудничавшего (Барбадос, мальта, ОАЭ).2) юрисдикции, которые подтвердили свою готовность, но не приняли стандарты (Андорра, лихтенштейн, монако, монсерат, о-ва кука, либерия)3) юрисдикции, которые не подтвердили свою готовность или не приняли обязательства по принятию стандарта сотрудничества (Малайзия, коста-рика, Филиппины, Уругвай). После появления списка многие юрисдикции внесли изменения в законодательство.

Российский подход. Три критерия оффшорных зон и перечень оффшорных зон в Приказе Минфина от 13.11.2007 N 108-H.

1. Льготный режим налогообложения. В приказе это понятие не раскрыто.

2. Конфиденциальность инф о фин операциях.

3. Включение в перечень с учетом того, что при включении руководствуются двумя критериями выше.

По такому же принципу определяются оффшорные юрисдикции в странах СНГ. Критерии льготного режима налогообложения в Великобритании: территория, где сумма налога иност компании меньше, чем 75% суммы налога, которая была бы оплачена при ведении деятельности в Великобритании.

Льготный режим в ФЗ от 24 ноября 2014: эффективная ставка обложения дохода для иностр орг составляет не менее 75% средневзвешенный ставки по налогу на прибыль орг. Эффективная ставка - отношение суммы дохода к сумме налога. Средневзвешенная ставка определяется с учетом обложения дивидендов.

До 1 янв 2015 до вступления в силу указанного ФЗ понятие оффшорной зоны использовалось при применить нулевой ставки по налогу на прибыль с дивидендов, уплачиваемых иностр орг российской орг, если иностр орг в уставном капитале имеет не 50% участия российской компании не менее 365 дней непрерывно и при отнесении сделок к контролируемым. В соотв п.3 ч.1 ст.105.14 НК к контролируемым сделка приравниваются сделки одной стороной которой, местом регистрации, жительства или налогового резидентства которого является государство, включенное в перечень оффшорных зон либо деятельность российской орг представляет пост представ в такой зоне.

Мы присоединились к Конвенции о правовой помощи по налоговым делам. Ратификации конвенции необходима для более четкой регламентации обмена инф с нал органами зарубежных странах и для обеспечения нал контроля заграницей и принуд взыскания за пределами РФ задолженностей по уплате налогов, пеней и штрафов за нарушении нал законодательства. Конвенцию подписали 64 государства. Обмен должен происходить в рамках конвенции с учетом установленных процедур и ограничений. Это предполагает комплекс мер по деофшоризации российской экономики, позволит применять обеспечит меры заграницей для взыскания задолженностей за счёт имущества за пределами РФ, участвовать российским нал органам участвовать в проверках вместе с иностр нал органами, проводить совместные проверки. Обмен инф возможен по запросу, автоматически и инициативно.

С 1 янв 2015 введена концепция контролируемой иностр компании. Если физ или юр лицо владеют более 25% долей участия в иностр орг либо доля участия каждого лица не превышает 10%, но в совокупности несколько лиц владеют более 50%и такие лица являются нал резидентами РФ, то иност компания признается контролируемой компанией, а резидент, который имеет в ней долю участия признается контролируемым лицом. Критерий влияния на распределения прибыли:если лицо резидент РФ влияет на распределение прибыли в иностр компании, то такая компания признается контролируемой и в интересах лица подать заявления о признании его контролируемым лицом.

Существуют изъятия в виде исчерпывающего перечня. Они связаны невозможностью либо нецелесообразностью влияния на распределение прибыли, либо случаи, когда распределением прибыли государство может пренебречь.

Наличие контролир иностр компании влияет не только на налог на прибыль орг,но и на НДФЛ, если есть контролир лицо. В связи с этим закреплено понятие фактического управления, фактического получателя дохода и расширено понятие нал резидента с учетом факт упрвления компанией и статуса факт получателя дохода. Соотвт ограничения связаны с применяемым льгот по соидо законодатель включил в ст НК о соидо. Такие льготы будут получать только лица, фактически имеют право на доходы. Учитываются доходы, расходы и убытки при определении облагаемой базы контролир компании.

Методы борьбы с оффшорами:

Трансфертное ценообразование

Консолидированная группа налогоплательщиков (гл.3.1 НК):позволяет учесть совокупный фин результат для исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении участников группы

Правила тонкой капитализации

Институт контролируемой копании: везде по-разному используют - в США, Канаде включают доход, в Украине - метод частичного принятия затрат;запрет на принятие затрат на расходы. В Белоруссии использует как и США метод фиксир офшорного сбора (FATCA act: предусматривает раскрытие инф службе внутренних доходов США о каждой трансакции. Все наши банки присоединились к этой системе)

Концепция бенефициарного собственника

Постоянное представительство иностр компании. Концепция расширена в соглашении с Кипром.она учитывает физ присутствие на территории государства лица, который фактически являет контролирующим лицом в отношении контролируемой кипрской компании, если фактически ее деятельность осуществляется в РФ

Институт резидентства: предполагает расширение нал резидентства с учетом места управления. Иначе определения нал резидент во орг в ст.246.2 в ФЗ 2014: к резидентам РФ отнесены не только российским орг по принципу инкорпорации, но и компании с местом управления в РФ

Антитрастовое законодательство

Законодательство об обложении фондов

В судебной практике широко применяется концепция факт бенефициара,контролируемой компании, обоснованности нал выгоды по критерию деловой цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: