double arrow

ПРАКТИКУМ. Приводим несколько типичных упражнений психодрамы


Приводим несколько типичных упражнений психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, кон­тролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе прояв­ляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помо­щью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безби­летника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договари­ваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отка­зывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учат­ся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.




В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупате­лей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупате­лями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфлик­ты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участ­ник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными чле­нами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему луч­ше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на после­дующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточня­ет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей се­мьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их ре­шения.



Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный мо­мент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рас­сказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участ­ник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выра­жать свои и чужие чувства, что является важным условием само­развития и взаимопонимания.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Интересным, хотя недостаточно популярным у нас направле­нием (несмотря на большую популярность в Европе и особенно в США) является так называемая позитивная психотерапия, или терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Позешкианом, который основал в герма­нии Международный центр позитивной психотерапии.

В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н.Позешкиана Хамидом Позешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии».

Это направление, безусловно, не того уровня, что психоанализ, бихевиоризм или гештальт, но заслуживает внимания своим ори­гинальным подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Север­ной Америке.



Есть сторонники этого направления и в России.

Основу позитивной психотерапии составляют три принципа:

- позитивное отношение пациента к своей болезни, а клиента к своей проблеме, неврозу. (Как уже говорилось, данное пособие ориентировано на немедицинскую психотерапию, но в связи с близостью многих проблем периодическое употребление терми­нов «пациент» и «болезнь» оправдано. - А. Р.)

- содержательная оценка конфликта (то есть того, что беспо­коит клиента);

- пятиступенчатая терапия самопомощи (при консультативном руководстве психотерапевта).

С точки зрения авторов позитивной психотерапии считается, что основу любого человека составляют две ведущие способности и потребности - познавать и любить. Способность и потребность к познанию они относят к рациональной, интеллектуальной сущ­ности человека. Этой сферой, как известно, «ведает» левое полу­шарие головного мозга. Способность и потребность любить они относят к эмоциональной, духовной сущности человека, которой «ведает» правое полушарие.

Действительно, нельзя не согласиться, что любой нормальный человек в любом сознательном возрасте испытывает как те, так и другие потребности и страдает от их неудовлетворения, даже если не признается в этом не только другим, но и самому себе.

Интересно наблюдение позитивных психотерапевтов, что в За­падной Европе и Северной Америке большинство людей больше ориентированы на рациональное, интеллектуальное познание ми­ра, людей и самих себя, тогда как у представителей Востока (Китай, Япония) развита способность к духовному, чувственному познанию. Эти наблюдения привели к выводу о важности межкультурального подхода в психотерапевтической работе с клиен­том, с учетом его этнических и культурно-исторических предрасположенностей.

Например, важно учитывать, что в разных странах различное отношение к алкоголю, супружеству, детям и т.д., что должно учитываться психотерапевтом при анализе проблем (если они свя­заны с этими вопросами).

Термин «позитивная психотерапия» наиболее наглядно объяс­няется взглядом его сторонников на различные заболевания. В какой-то мере это созвучно тому, что российский психолог, академик Ю.М.Орлов называетсаногенным мышлением (от лат. sano - здоровье). Можно сказать, что позитивная психотерапия старается помочь пациенту или клиенту в каждом минусе увидеть свой плюс. Например, боль рассматривается как полезный сигнал о неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять свое­временные меры к его лечению. Такой подход, безусловно, поло­жительно влияет на больного, особенно со склонностью к ипохон­дрии (преувеличению опасности заболевания).

Данный прием, как известно, принят и в философии (особенно в древнегреческой и древневосточной), где имеется немало притч, в которых неприятность и даже несчастье оборачивалось в конеч­ном итоге благом.

Кстати, в позитивной психотерапии очень широко использу­ются подобные притчи и терапевтические сказки, поучительные истории, в том числе из личного опыта психотерапевта.

Этот прием можно назватьфилософотерапией. Он в той или иной форме содержится во всех религиях. Однако перенос этого приема в сферу медицинской (или психосоматической) психоте­рапии дает больше возможностей если не для удовлетворительно­го, то по крайней мере для рационально-утешительного взгляда на то, что в бытовом смысле принято воспринимать лишь с нега­тивной точки зрения.

Так даже прием алкоголя в допустимых мерах при этом методе считается не причиной, а следствием жизненных неприятностей, острота которых под воздействием алкоголя временно снижается. Мы не говорим сейчас о том, что такой уход от проблем в вино подобен попытке страуса спрятать голову под крыло, а также о том, что привычка к алкоголю может привести к неизлечимому заболеванию и тем еще более усугубить жизненные проблемы. Позешкиан не оправдывает пьянство и алкоголизм, а лишь ука­зывает на то, что мы лечим не то, что болит. Мы лечим от алко­голизма, мигрени, гастрита, импотенции, различных неврозов вместо того, чтобы исследовать их как следствия душевного и жизненного неблагополучия и направить поиск на решение этих проблем (не исключая, разумеется, попутного традиционного ле­чения, но и не ограничиваясь им).

Можно привести множество примеров, когда позитивная тера­пия помогает клиенту взглянуть на свою болезнь, невроз или про­блему лишь как на симптом, сигнализирующий о каком-то скры­том неблагополучии, без разоблачения и ликвидации которого все лечебные и психотерапевтические меры недостаточно эффек­тивны. Фигурально говоря, в отношении ко многим нашим бо­лезням и проблемам мы принимаем вершки за корешки и, срезав их, удивляемся, почему они вырастают снова.

Можно сказать, что первой главной задачей позитивной психо­терапии является снятие страха пациента или клиента перед своим заболеванием, неврозом или проблемой и даже обнаружение в них положительного момента - подсказок к поиску истинных причин недуга в правильном направлении. Такой позитивный подход к своему заболеванию или проблеме включает три этапа (реализую­щихся как последовательно, так и одновременно):

- учет не только индивидуальных, но и межкультуральных (или субкультурных) особенностей пациента или клиента;

- позитивная интерпретация заболевания или проблемы;

-разговорная рациональная терапия (поучительные истории, притчи).

Позитивная психотерапия наиболее успешно применяется как основной и сопровождающий метод при профилактике и лечении неврозов и психосоматических нарушений. Обычно она осущест­вляется в виде так называемой кратковременной конфликтоцентрированной (то есть центрированной именно на конфликте) те­рапии, состоящей из 20-30 занятий примерно по 50 минут каждое. Ключевой частью позитивной психотерапии является так назы­ваемый анализ конфликта.







Сейчас читают про: