Расходы бюджета – это экономические отношения, связанные с распределением централизованного фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному признаку.
По материально-вещественному содержанию, бюджетные расходы представляют собой денежные средства, используемые государством для выполнения своих функций.
Принципы организации бюджетных расходов:
1. Безвозмездность
2. Безвозвратность
3. Адресное и целевое использование бюджетных средств
4. Подконтрольность
5. Эффективность
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов:
· Государственное и муниципальное управление
· Национальная оборона
· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
· Осуществление международной деятельности
· Поддержка отраслей сферы материального производства
· Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
· Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
· Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
· Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств единого счета бюджета в размере, подтверждающего бюджетного обязательства.
Бюджетное обязательство - это признанное органом, исполняющим бюджет, обязанность совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом о бюджете и бюджетной росписью. Его исполнение предусматривается законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы гос. власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Реестр расходных обязательств - перечень нормативно-правовых актов, договоров и соглашений, заключенных органами гос. власти и предусматривающих возникновение расходных обязательств. Реестр расходных обязательств отражает сферу ответственности органов гос. власти и служит для финансовой оценки разграничения полномочий между уровнями публичной власти.
Расходные полномочия – это права и обязанности органов гос. власти осуществлять в пределах своей компетенции расходование бюджетных средств.
В основе организации бюджетных расходов лежит принцип разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями гос. власти. Их основная задача– закрепление на постоянной основе за органами гос. власти прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации их функций.
Расходные обязательства классифицируются на собственные расходные обязательства публичной власти, которые финансируются за счет собственных доходов бюджетов и диллегированные расходные обязательства, которые финансируются за счет целевых субвенций, фондов компенсаций вышестоящих уровней публичной власти.
Классификация расходов.
Для того, чтобы расходами можно было управлять, они должны быть группированы в однородные группы на основе классификации. В этих целях используется ведомственная, функциональная и экономическая классификации.
Ведомственная классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, регионального и местного бюджета: министерствам, ведомствам, службам и агентствам. Ведомственная классификация определяется структурой органов государственного управления. Т.о., в бюджете определяются средства финансирования по каждому учреждению, получающему бюджетные ассигнования.
Функциональная классификация обеспечивает финансирование в денежной форме отдельных функций органов государственного и муниципального управления, связанных с оказанием нерыночных услуг, а также перераспределением доходов и собственности.
Экономическое содержание затрат служит основой экономической классификации расходов. Расходы бюджета в зависимости от экономического содержания делят на капитальные и текущие.
Капитальные расходы – это часть расходов бюджета на инвестиционную и инновационную деятельность. Они включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением производства.
Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов гос. власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос. поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований – это предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с БКРФ различают следующие формы бюджетных ассигнований:
1. Ассигнование на содержание бюджетных учреждений
2. На оплату товаров (работ, услуг), выполняемых по государственным и муниципальным контрактам
3. Трансфертов населению:пенсии, стипендии, пособия
4. Ассигнований на осуществление гос. полномочий, передаваемых на другие уровни власти
5. Бюджетных кредитов юридическим лицам
6. Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам
7. Инвестиций в УК предприятий
8. Бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий бюджетам других уровней
9. Кредиты иностранным государствам
10. Средств на обслуживание и погашение государственного долга