double arrow

Диалог как основа взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе


Педагогическое взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями

Системообразующим оказывается диалог с учеником как полноправным субъектом процесса познания, носителем культуры своего поколения, страны, социальной группы.

Диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он как один из «понимающих подходов» открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний некоторым предметам. Выработав у ученика способность размышлять, образование выполнит одну из важнейших задач.

Отношения учителя и ученика не должны строиться на основе выбора: учитель не вправе никому отдавать предпочтение. Именно диалог «Я и Ты» и «Включающее восприятие» рождают в душе ребенка доверие.

Проектирование диалога в педагогическом процессе опирается на несколько значимых положений:

· Диалог может быть реализован при наличии различных смысловых позиций по поводу объекта рассмотрения;

· Для диалога необходимо сформулированное отношение к высказыванию (модальная информация);

· Для формирования сознания, понимания предмета обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение);

· В диалогических отношениях существуют 2 формы диалога – внутренний и внешний – для которых важно создавать условия их возникновения.

Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельностив любой коллективной творческой работе, каждый учащийся выполняет свою определённую часть с присущей ему индивидуальностью, таким образом, коллективные творческий проект представляет собой синтез индивидуальных работ, объединённых общими целями, задачами, темой.


Сейчас читают про: