Предшественником ОБСЕ было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (в работе СБСЕ участвовали 35 стран – большинство европейских государств, США и Канада).
Предварительные переговоры (начались в 1972 г. и закончились в 1973 г. принятием Заключительных рекомендаций консультаций в Хельсинки («Голубая книга»), в которых были детально определены практические аспекты проводимого в три этапа Совещания).
Этапы СБСЕ:
1) 1-й этап (Хельсинки 1973) (министры иностранных дел 35 государств утвердили «Голубую книгу» и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе);
2) 2-й этап (Женева 1973 – 1975) (работа над заключительным документом Совещания);
3) 3-й этап (Хельсинки 01.08.1975) (выработка и подписание Заключительного акта).
Стадии развития СБСЕ/ОБСЕ:
1) на первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству;
2) начавшаяся в 1970-х разрядка в отношениях между СССР и США сделала возможными многосторонние переговоры, касающиеся военных аспектов безопасности в Европе;
|
|
3) после распада СССР СБСЕ/ОБСЕ стало уделять больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы, что вызвано изменением приоритета угроз (исчезновение военной конфронтации «Восток – Запад» привело к росту интенсивности этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ).
Саммиты (встречи на высшем уровне) СБСЕ/ОБСЕ, имеющее наибольшее значение:
1) Хельсинский саммит 1975 (подписание Заключительного акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ);
2) Парижский саммит 1990 (подписание Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе; Хартия подтвердила решения Венской встречи 1986 и документально закрепила приоритет МП над национальным правом);
3) Будапештский саммит 1994 (институциональные реформы – СБСЕ превращено в постоянную организацию ОБСЕ);
4) Стамбульский саммит 1999 (подписание Хартии европейской безопасности).
Цели ОБСЕ:
1) содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира;
2) поддержка разрядки международной напряженности;
3) признание неделимости европейской безопасности и взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами – членами;
4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.
Главный орган ОБСЕ – Совещание глав государств и правительств (сессии раз в 2 года; определяет приоритеты и основные направления деятельности СБСЕ).
|
|
ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975 и Парижскую хартию 1990 (Парламентская ассамблея дает оценку осуществления целей ОБСЕ; обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств – членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ).
Органы ОБСЕ:
1) Совет (состоит из министров иностранных дел государств – участников; рассматривает вопросы, относящиеся к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения; подготавливает встречи глав государств и правительств).
2) Комитет старших должностных лиц (подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ).
3) Секретариат (обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц; ведет архив и распространяет документы по просьбе государств – участников).
4) Центр по предотвращению конфликтов (оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов; является механизмом консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности).
Заключительный акт СБСЕ 1975 г.
Значение подписания Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
1) Европа в XX в. была очагом двух мировых войн, унесших 55 млн. жизней (инициатор обеих войн – Германия после Второй мировой войны проводила политику реваншизма (стремилась к пересмотру итогов войны));
2) несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие, Европа являлась одним из самых нестабильных регионов (противостояние Организации Варшавского договора и НАТО, складывающиеся порой на грани начала военных действий).
Хельсинский Заключительный акт 1975 призван закрепить сложившуюся в Европе ситуацию и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком.
Разделы Заключительного акта СБСЕ 1975, соответствующие основным задачам СБСЕ
1) Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе (вопросы контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности).
2) Сотрудничество в области экономики, науки, техники и ОС.
3) Сотрудничество в гуманитарных и других областях (подписание акта стало международным признанием права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР).
Значение подписания Хельсинского акта:
1) Закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны.
2) Символизировал эпоху разрядки, перевел противостояние между Востоком и Западом в плоскость соблюдения прав человека, и заложил основы для сотрудничества между государствами двух блоков.
3) Способствовал преодолению напряженности в Европе и установлению режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей.
4) Стал важным шагом на пути создания общеевропейской системы безопасности (неделимость понятия безопасности – безопасность каждого государства связана с безопасностью всех остальных, безопасность одного государства нельзя обеспечить за счет безопасности другого).
5) Утвердил 10 принципов («хельсинский декалог») (не просто развивали основные положения Устава ООН, а отражали подход государств – участников к принципам мирного сосуществования в Европе).
6) Положил начало Хельсинскому процессу (достигнута договоренность о продолжении переговоров в рамках Заключительного акта СБСЕ).
|
|
7) Стал основой для принятия всех последующих базовых документов СБСЕ/ОБСЕ.
Конвенции о запрещении бактериологического (1972 г.) и химического (1993 г.) оружия и их уничтожении. Механизм реализации. Право инспекций. Выполнение Россией международных обязательств по уничтожению химического оружия
Разоружение – комплекс мер, направленных на ограничение и уменьшение вооружений государств и военных блоков.
Принцип разоружения обязывает государства (строго соблюдать действующие нормы о разоружении; участвовать в договорах и мероприятиях по разоружению; стремиться к выработке новых норм по разоружению).
ГА ООН рассматривает общие принципы разоружения и регулирования вооружений (располагает двумя органами, занимающимися вопросами разоружения – Первый комитет (по разоружению и международной безопасности) и Комиссия ООН по разоружению).
Конференция по разоружению (единственный многосторонний переговорный орган для выработки соглашений по разоружению; состоит из 61 государства; действует на основе консенсуса; в его рамках подготовлены для подписания Конвенция о запрещении химического оружия 1993 и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996).
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КОБО) 1972 (вступила в силу в 1975 г., запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки; участвует свыше 150 государств, в том числе РФ).
Каждое государство – участник обязуется:
1) никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать иным образом и не сохранять микробиологические агенты или токсины, оружие, оборудование или средства доставки;
2) не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией;
|
|
3) не помогать, не поощрять и не побуждать кого бы то ни было к производству или приобретению иным образом указанных оружия и средств доставки;
Любое государство – участник, которое констатирует, что другое государство – участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в СБ ООН (должна содержать доказательства, подтверждающие ее обоснованность).
КОБО – первый международный документ, который поставил вне закона один из видов оружия массового уничтожения (при ее заключении не удалось выработать протокол о контроле за ее положениями).
Регулярно созывается Конференция по рассмотрению действия положений Конвенции (на 2002 г. не удалось достигнуть согласия по выработке юридически обязательных мер проверки Конвенции
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) 1993 (вступила в силу в 1997 г.; участвует свыше 60 государств, в том числе РФ).
КЗХО – первый действующий многосторонний договор, запрещающий вид оружия массового уничтожения, а также предусматривающий механизм проверки военных и гражданских химический объектов.
Механизм реализации Конвенции.
Конвенция предусмотрено создание Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) (РФ – постоянный член Исполнительного совета ОЗХО).
Для выполнения своих обязательств по Конвенции каждое государство – участник (назначает или учреждает национальный орган; информирует ОЗХО о законодательных и административных мерах по осуществлению Конвенции).
Каждое государство в течение 30 дней после вступления Конвенции в силу, представляет ОЗХО сведения:
1) в отношении химического оружия (объявляет, имеет ли оно химическое оружие, указывает точное местонахождение, количество и инвентарный состав, представляет свой план уничтожения);
2) в отношении старого химического оружия и оставленного химического оружия (объявляет, имеет ли оно его, и предоставляет точную информацию);
3) в отношении объектов по производству химического оружия (объявляет, имеет или имело ли оно их в любое время с 1946 г.);
4) в отношении иных объектов (указывает точное местонахождение, характер и общую сферу деятельности объекта или учреждения, построенного или использовавшегося с 1946 г.).
Систематической проверке посредством инспекции подлежат (объявленные объекты; уничтожение химического оружия; уничтожение объектов по производству химического оружия; деятельность, не запрещаемая по Конвенции).
Каждое государство – участник имеет право просить о проведении инспекции на территории любого другого государства – участника с целью прояснения и урегулирования любых вопросов, касающихся возможного несоблюдения положений Конвенции, а также добиваться безотлагательного проведения инспекции.
Инспекционная группа имеет право на беспрепятственный доступ к месту инспекции (предметы, подлежащие инспекции, выбираются инспекторами).
Инспекторы имеют право:
1) опрашивать в присутствии представителей инспектируемого государства любой персонал объекта с целью установления фактов;
2) обследовать документацию и записи, которые они считают относящимися к выполнению задания;
3) на производство фотоснимков, которые по их просьбе выполняются представителями инспектируемого государства;
4) запрашивать разъяснения в связи с неясностями, возникающими в ходе инспекции.
По завершении инспекции инспекционная группа встречается с представителями инспектируемого государства с целью рассмотрения предварительных выводов инспекционной группы и устранения неясностей.
Согласно Конвенции государства обязаны ликвидировать свои запасы химического оружия списка 1 не позднее апреля 2007 г. (в связи с отставанием РФ от выработанного Конвенцией графика уничтожения химического оружия Правительство РФ утвердило уточненную Федеральную целевую программу и график уничтожения до 2012 г., с которым ОЗХО согласилась).
РФ добросовестно выполняет свои обязательства в области химического разоружения (имеются финансовые трудности, с которыми помогают справиться ряд государств Европы и США) (в настоящее время введено в действие 3 завода, будет построено еще 4 завода; всего РФ должна уничтожить 40 тыс. т химического оружия).