double arrow

Международно-правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Северный морской путь


Арктика – северная полярная область земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью под 66033 северной широты (Северным полярным кругом), включая материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями.

На все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространяется суверенитет государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном (РФ, Норвегии, Дании, Канады, США).

Специальные внутригосударственные НА, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций, приняты только Канадой и СССР (открытые и могущие быть открытыми земли и острова к северу от побережья материка вплоть до Северного полюса присоединены к числу территорий, входящих в состав государств).

Секторная теория – властные полномочия приарктических стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса (теория не получила закрепления в национальном законодательстве, законодательные акты Канады и СССР касаются только расположенных в этих регионах сухопутных образований (материковых и островных)).

Юридический статус морских пространств Арктики определяется принципами и нормами общего МП, относящимися к Мировому океану в целом (закреплены в Женевских конвенциях по морскому праву 1982 (особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982)).

Суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться только на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран (внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая и исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна, ряд существующих проливов (перекрываемых территориальным морем или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций)).

Статус исторических вод устанавливается в отношении некоторых регионов (морские заливы, ширина которых превышает двойную ширину территориального моря, установленную Конвенцией 1982 (24 морские мили) – Белое море, Черская, Печерская, Байдарацкая губы, Обь-Енисейский залив, находившиеся под контролем России с давних времен; прибрежные пространства северной и северо-западной частей побережья Норвегии отнесены к ее внутренним морским водам; канадские морские внутренние воды).

Правомерность установления статус исторических вод в Арктике (Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 и Конвенция ООН по морскому праву 1982 – при установлении в отдельных случаях исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы конкретного района, реальность и значение которых доказаны их длительным существованием).

Особые права приполярных государств по управлению судоходством в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года (имеют право принимать меры по обеспечению издаваемых ими недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов).

Правовой режим некоторых проливов Северного Ледовитого океана (установлен режим внутренних морских вод в отношении проливов – расположенных в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее (исторический судоходный путь); в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход (Канада); возможно плавание иностранных судов через эти проливы).

Российские проливы не подпадают под действие Конвенции 1982 о транзитном или свободном проходе (не являются проливами, используемыми для международного судоходства; в большинстве случаев перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем РФ и являются территориальными или историческими) (разрешительный порядок иностранного судоходства).

Северный морской путь (национальная транспортная коммуникация РФ; его положение в части прохождения по внутренним морским водам, территориальному морю и исключительной экономической зоне аналогично норвежской магистрали Индерлее – проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера и всей страны; его использование исключительно судами под российским флагом не вызвало отрицательной реакции других государств (может расцениваться как молчаливое признание приоритетных прав РФ на него)).

Особенность Северного морского пути (не имеет единой и фиксированной трассы – может перемещаться на значительные расстояния в широтном направлении, но в значительной части располагается в пределах исключительной экономической зоны , в территориальном море либо во внутренних водах РФ).

Администрация Северного морского пути (АСМП) (решает вопросы, связанные с судоходством по нему, в том числе регулирования доступа на его трассы иностранных судов, установления рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определения и реализации мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания).

Правовые основы режима судоходного использования Северного морского пути (Правила плавания по трассам Северного морского пути 1990 (утверждены постановлением Совета Министров СССР); недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран с условием предварительной подачи уведомления и заявки в АСМП, информирующей заявителя о возможности проводки и требующих учета обстоятельствах).

Условия доступа на Северный морской путь (соответствие судна специальным технико-эксплуатационным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды).


Сейчас читают про: