Проблемы правосознания и правовой культуры. Правовое образование: понятие, формирование системы, проблемы развития

Общественное сознание – это психическое отражение всех сторон окружающего нас мира.

Как сложен и многогранен наш мир, так сложно, многогранно общественное сознание. Естественно, различны и формы общественного сознания:, нравственное, политическое, экономическое, религиозное, и др. Каждая из форм, образно выражаясь, видит всё происходящее своими глазами. Это и позволяет воссоздавать более или менее полную картину объективной реальности. Самостоятельной формой общественного сознания является правосознание.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное (психическое) отношение людей к праву, юридической практике, правомерному и противоправному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему.

Признаки правосознания:

- Правосознаниеформа общественного сознания. Ему присущи черты, свойства, которые характерны сознанию вообще. Ведь ничего в обществе не происходит без участия разума, воли, чувств, без работы человеческой души. Поэтому раскрыть правосознание невозможно, не изучив понятия общественного сознания;

- Имеет свой самостоятельный предмет (объект) отражения – право, и связанные с ним явления: юридическая практика, законность, правопорядок, правомерное и противоправное поведение и т.д. В этом смысле правосознание – неизбежный спутник права. Конечно, это не означает отсутствие связи между правосознанием и др. формами общественного сознания. Напротив, подобная связь характерна. Так, люди оценивают право через моральные категории добра, зла, совести; через экономические: товары, деньги, рынок и др. И всё же, наличие собственного арсенала явлений, предметов отражения и позволяет выделять правосознание как самостоятельную форму общественного сознания;

- Выражает субъективное отношение или психологическую реакцию людей на право и связанные с ним явления. Формируется это отношение благодаря работе сложного психологического механизма: потребностей — интересов — мотивов—целей— ценностных ориентаций— установок. Причём, в процессе их действия они получают (либо не получают) правовую окраску. Выглядит это так. В начале осознаётся потребность в знании права (интерес), затем определяется личностный смысл такого значения (мотив) и, если право соответствует ценностям личности и совпадает с целью, то установка на положительное отношение к праву сложилась, а, значит человек будет стремиться к овладению правовыми знаниями, навыками;

- Правосознание предполагает видение прошлого, настоящего и будущего права, всех с ним связанных явлений. Взгляд в прошлое помогает понять генезис права, выявить истоки, этапы становления, увидеть все сложности развития. Оценивая настоящее право, мы определяем, насколько оно соответствует сложившемуся представлению о подлинном праве, чего в нём больше – достоинств или недостатков. А внося предложения к изменению содержания права, мы тем самым высказываем свои соображения о желанном праве, т.е. будущем праве.

Структура правосознания. Правосознание состоит из правовых чувств (эмоций) и правовой идеологии. В основе того и другого элемента, как уже писалось, лежит психологический механизм. Но, если для взятого в отдельности, обособленно го чувственно-эмоционального отражения права, рациональное начало не имеет приоритетного значения (а поэтому находится в упрощённом, примитивном состоянии), то для правовой идеологии – рациональное означает всё. Рассмотрим подробнее

Правовые чувства (эмоции) – это переживания, которые испытывают люди при принятии, реализации нормативных правовых документов, совершении правонарушений и т.п. С эмоционально-чувственного восприятия начинается осознание правовой реальности, происходит первое знакомство с ней. И от того, каковы были эмоции (положительные, отрицательные) во многом зависит, пойдёт ли человек на сближение с правом, на более глубокое его познание или нет.

Эмоционально-чувственное осознание характеризуется:

- отсутствием системности;

- непоследовательностью;

- неустойчивостью;

- не позволяет говорить о готовности к деятельностью.

Правовая идеология – систематизированное, теоретическое осознание действительности.

В отличие от чувственно-эмоционального сознания правовая идеология представляет собой более высокий, теоретический, концептуальный подход к пониманию права. Это достигается благодаря использованию научных понятий, категорий, конструкций, с помощью которых и выдвигаются научные идеи, создаются теории, концепции, например, такие как теория многоаспектного видения права, правового государства и др.

Вместе с тем, правовая идеология и чувственно-эмоциональное восприятие права находятся во взаимосвязи и взаимозависимости как элементы одного явления – правового сознания.

Во-первых, правовая идеология формируется не иначе как на базе приобретённого эмоционально-чувственного опыта.

Во-вторых, в процессе рационального восприятия права обязательно происходит переживание происходящего.

В-третьих, анализ настроения людей позволяет судить не только о внешней научной целесообразности закона, но и внутреннем его принятии или неприятии людьми.

Конечно, идеология имеет ведущее значение. Иное дело, что на практике, к сожалению, разъединение двух элементов правосознания не так уж редко, что, конечно, ненормально. Тем более значительное число людей неподготовлены к усвоению права на уровне идеологии.

Разделить правосознание можно по различным основаниям. Для того, чтобы выявить глубину проникновения в право, другие правовые явления, критерием (основанием) может служить уровень правосознания. По уровню правосознание делится на обыденное, профессиональное ( юристов-практиков), научное (учёных, преподавателей).

Обыденное – это представления, переживания, чувства, эмоции людей о праве, правовых явлениях. Обыденное правосознание формируется, складывается в процессе повседневной жизни, приобретаемого жизненного опыта, правового общения. Конкретно данный опыт формируется и при чтении газет, публикующих нормативно-правовые документы, и при посещении судов, милиции, и при встречах с должностными лицами на улице (например, с сотрудниками ГИБДД), общении с друзьями, коллегами и т.д. и т.п. В общем источники правовой информации разнообразны, как и различно качество знания права на бытовом уровне. Существует мнение, что для обыденного уровня правосознания достаточно иметь представление об общих принципах морали и права. Думается, что такое утверждение не верно. Если ограничить познание в сфере права только принципами, то человек обречён быть всю жизнь ограниченно дееспособным, ожидающим благодеяния, постоянной опёки, т.е. «правовым инвалидом». Обычный человек, конечно, нуждается не только в знании правовых принципов, но и конкретных норм: Конституции РФ, ГК РФ. ЖК РФ, ТК РФ, СК РФ, УК РФ и др.

Профессиональное правосознание – это знания, навыки, умения, чувства, складывающиеся у юристов-практиков. Оно формируется специальным обучением в юридических учебных заведениях и закрепляются на практике.

Профессиональное сознание юристов должно характеризоваться:

- системностью;

- многоступенчатостью;

- необходимым теоретическим уровнем;

- знанием технологии практической деятельности;

- ориентированием на понимание высшей ценности человека, его прав;

От правосознания юристов зависит:

- качество проектов нормативных правовых документов, а в конечном счёте и действующих законов и подзаконных актов;

- качество правосудия, иной правоприменительной практики;

- будет оказана или нет квалифицированная помощь гражданам.

Развитое профессиональное сознание позволяет «вскрывать» то, что лежит далеко от поверхности, устранять противоречия, решать по аналогии, опираться, когда нет конкретных норм только на общие начала, смысл законодательства, находить различные варианты решения вопросов, видеть всевозможные связи, просчитывать позитивные и негативные последствия т.п.

Научное правосознание – это теоретическое освоение права, выдвижение и обоснование идей, разработка концепций, формулирование понятий, категорий. Научное правосознание в первую очередь присуща всем тем, кто самостоятельно занимается исследовательской работой. Это учёные, преподаватели, аспиранты, студенты, высококвалифицированные практики. Своеобразие научного правосознания в том, что главной целью здесь является именно теоретическое познание правовых явлений: их сущности, содержания, форм, тенденций развития и т.п. Полученные в результате научных исследований положения, выводы публикуются в монографиях, статьях журналов, сборников.

По субъектам (носителям) правосознания выделяются: индивидуальное, групповое, массовое (общественное).

Индивидуальное – представления и чувства о праве, правовых явлениях отдельно взятого человека (избирателя, потребителя, жителя, рабочего, служащего).

Групповое – представления, чувства о праве, правовых явлениях формальных и неформальных групп, коллективов, сформированных по интересам, политическим убеждениям, профессиональным признакам, возрасту и т.п.

Массовое – представление о праве, правовых явлениях наций, народов, населения страны, региона. Здесь правосознание берется на макроуровне.

По направленности правосознание делится:

Ретроспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые в прошлое, прошедшее, минувшее.

Адекватное – представления и чувства о праве, правовых явлениях сегодняшнего дня, соответствующее его современному состоянию.

Перспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые к будущему.

По степени осознанности правосознание подразделяется:

- с преобладанием сознательного, сложившиеся представления и чувства о праве, правовых явлениях есть результат их целенаправленного освоения, познания;

- с преобладанием бессознательного –представления и чувства о праве, правовых явлениях сложились стихийно, непреднамеренно.

Функции правосознания. Функции правосознания позволяют понять его назначение в обществе. В юридической литературе выделяются функции: гносеологическая (когнитивная), правового моделирования, регулятивная.

Гносеологическая, т.е. функция познания жизненных процессов под углом зрения их правового опосредования. Гносеологическая функция включает ряд последовательных психических операций: ощущения, главным образом, слуховые и зрительные; восприятия; память, которая накапливает правовые знания путём запоминания, воспроизводства, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, в результате которого появляются правовые идеи, теории.

Именно благодаря данной функции было возможным развитие права, всех правовых явлений.

Функции правового моделирования. Отличительная особенность правосознания в том, что оно не только является источником, каналом получения знаний, а и способствует формированию определённых моделей поведения. Ведь знания нужны в конечном счёте для того, чтобы оценить, какое поведение является возможным, дозволенным, а какое должным и необходимым. Таким образом, функция правового моделирования предполагает превращение знаний о праве в представления о различных вариантах поведения.

Регулятивная функция. С помощью данной функции правосознания люди сопоставляют своё представление о поведении с правовыми принципами, нормами, корректируют его. При этом правосознание помогает не только найти именно правомерный вариант поведения, но и из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный и нужный в данной ситуации.

В учебных изданиях называются также воспитательная, оценочная и др. функции правосознания.

Правовая культура – разновидность культуры вообще. Само понятие культуры широко и многопланово. Оно охватывает:

- совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей: сооружения, машины, произведения искусства, образцы и нормы поведения, результаты и методы научных исследований;

- качественную характеристику уровня и степени развития общества;

- развитость человеческой личности. Сюда включаются знания, навыки, умения, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения.

Учитывая, что правовая культура – вид культуры в целом, то и представления о ней не могут быть сведены к чему-то одному. Сложилось два основных подхода к пониманию правовой культуры: а) правовая культура общества, б) правовая культура личности (различных общностей людей – индивидов, групп, населения).

Правовая культура – качественное состояние права, профессиональной юридической деятельности (юридической практики), законности и правопорядка, правового сознания и поведения личности.

Признаки правовой культуры:

- вид культуры вообще. Ей так же свойственно творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации;

- представляет собой определённую оценку правовой действительности. Поэтому и можно говорить о высокой, средней, низкой правовой культуре. И хотя оценки относительны, они дают более или менее объективные представления;

- характеризует, раскрывает, прежде всего, качественное состояние права, юридической практики, законности и правопорядка, правосознания и правового поведения. Другими словами, правовая культура даёт сущностное, содержательное представление о правовых явлениях.

Она включает в себя:

- уровень развития самого права. Во-первых, его содержания т.е. в какой мере право на данном этапе развития является выражением свободы и справедливости (прав и свобод, их сбалансированности с обязанностями); во-вторых, его внутренней формы, т е. системы нормативно-регулятивных средств (принципов, целей, норм права), их различных общностей (институтов, подотраслей, отраслей); в третьих, внешней формы, т.е. системы форм (источников) права (действует лишь моноисточник – нормативный акт или существует плюрализм форм (источников) права, степень развития кодификации законодательства и т.д.);

- уровень совершенства текстов правовых (юридических) документов (нормативных актов, нормативных договоров, интерпретационных актов, правоприменительных актов). Тексты юридических документов– важнейший накопитель, хранитель правовых ценностей. Ведь именно изучая их содержание, формы исполнения и выражения, способы доведения до субъектов, мы в первую очередь судим о состоянии культуры вообще, и правовой в частности, об отношении к праву, об используемых научных идеях, понятиях, юридической технике и т.д. Одни тексты стали историческими памятниками, имея познавательную, научную ценность (законы Ману, Хаммурапи), другие и сегодня имеют не только научную, но и практическую ценность (например, отдельные положения Римского частного права).

- уровень развития профессиональной юридической деятельности: правотворческой, правоприменительной, правообразовательной. Любая профессиональная юридическая деятельность включает в себя:

а) культуру исполнител я - субъекта правотворчества, правоприменителя (судьи, прокурора, следователя), а так же культуру тех, кто осуществляет правовое обучение и воспитание – должностных лиц, адвокатов, юристконсультов, учёных, преподавателей;

б) культуру юридического процесс а (правотворческого, правоприменительного, правообразовательного). Речь идёт о подготовке, проведении проектно-нормативной работы, дознания, следствия, о взаимоотношении сторон в процессе, о доведении результатов юридического процесса до граждан; в) культуру материально-технического обеспечения. О суде, правоохранительных органах начинают судить с экстерьера, интерьера, оснащённости техническими средствами.

- уровень (состояние) законности и правопорядка.

Состояния законности и правопорядка оценивается по следующим факторам:

1) насколько последовательно проводятся в жизнь принципы (требования) законности;

2) структуре преступлений (доли в ней особо тяжких и тяжких преступлений (убийство, грабёж, разбой, терроризм, захват заложников и т.д.);

3) развитости средств, способов борьбы с преступностью, другими правонарушениями;

4) сложившейся системы гарантий законности и правопорядка;

5) степени готовности граждан участвовать в укреплении законности, защите и реализации своих прав;

6) пределах терпимости общества к нарушениям права, закона;

7) устойчивости, организованности, слаженности общественных отношений, общественного и правового порядка.

- уровень развития правового поведения личности, гражданина.

Правовая культура личности – это не только знание прав, хотя правосознание безусловный элемент прав. Для диагностики состояния правовой культуры личности важно обследовать не только сознание, но и поведение человека в целом, т.е. его субъективную и объективную стороны.

С субъективной стороны правокультурным является поведение личности, свидетельствующее о достаточной глубине знания и понимания права, о принятии его как ценности и уважительном отношении к нему. Другими словами, налицо психологическая готовность к активной культурной деятельности в области права.

Объективная сторона правокультурного поведения раскрывается через активную правомерную деятельность. Такая деятельность отличается самодеятельностью, интенсивностью, инициативой, творчеством и систематичностью. Таким образом, человек, обладающий правовой культурой это, и, одновременно, правоактивная личность.

Деформация правосознания и правовой культуры. На сегодняшний день наше в обществе нередки случаи деформации (от лат. искажённую) правосознания и правовой культуры. Можно выделить такие формы деформации: правовой инфантилизм и правовой нигилизм.

Определение. Правовой инфантилизмнеразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Признаки правового обучения:

- целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских. профессиональных знаний и навыков;

- планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения;

- организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т.д.), формы контроля (экзамены, зачёты);

- формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Даётся целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности;

- сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).

Правовое воспитаниесистематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение в обществе.

Признаки правового воспитания:

- представляет из себя систематическую деятельность. Правовое воспитание должно проводиться постоянно, непрерывно, а ни от случая к случаю или стихийно. Начинается с детства и длиться всю жизнь;

- проводится социальными институтами, лицами. Правовыми воспитателями являются: органы законодательной (правотворческой), исполнительной, судебной власти, прокуратура, милиция, учреждения образования, общественные организации. Воспитательной работой должны заниматься профессионалы-юристы судьи, следователи, адвокаты, нотариусы и т.д. Вообще круг правовых воспитателей достаточно широк;

- направлено на передачу: нравственно-правовых идеалов, ценностей; опыта правового поведения;

- целью правового воспитания является развитие внутренней готовности к активной правомерной деятельности.

В результате правового воспитания у личности должно сформироваться:

- развитое нравственно-правовое мировоззрение, мышление;

- система нравственно-правовых ценностей и принципов;

- уважительное отношение к морали, праву, закону, органам представительной и исполнительной власти, суду, правоохранительным органам;

- понимание личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения.

- способность отличать правомерное поведение от неправомерного;

- негативное отношение к правонарушениям.

Организация процесса правового воспитания – один из непростых, и до сих пор до конца по настоящему нерешённых вопросов. Воспитание вообще, правовое воспитание в частности, и по сей день недостаточно регламентируется и конкретизируется нормативно-правовыми актами, отражается в учебных планах, программах. В сравнении с воспитанием, обучению в законе уделено большее внимание. Подробно регулируются содержание, система, формы, организация процесса обучения. В качестве «спасательного круга» предлагается говорить об обучающем воспитании, воспитывающем обучении. Такое сочетание понятий приемлемо, имеет место, но проблема воспитания должна получить в законе самостоятельное и более конкретное, ясное выражение в виде отдельной главы в Законе «Об образовании».

Правовое обучение и правовое воспитание являются двумя сторонами единого процесса правового образования. Правовое образование делится на профессиональное и гражданское правовое обучение и воспитание. Первое – это подготовка юристов по программам высшего, среднего и начального профессионального образования. Второе – это правовое обучение и воспитание населения (граждан). Начинаться оно должно с дошкольного возраста, продолжаться в школе, училище, техникуме и т.д.

Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения, со знанием дела осуществлять правовые роли: жителя, потребителя, избирателя, налогоплательщика и т.д.

Элементы правового обучения и воспитания могут даваться в формах правового просвещения, индивидуально-разъяснительной работы.

Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодежь, работники различных отраслей хозяйства и т.д.

Правовое просвещение проводится государственными органами (Министерством юстиции, прокуратурой и т.д.); общественными объединениями (союз потребителей и т.д.), должностными лицами (судьями, нотариусами и т.д.).

Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.

Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение конкретному человеку необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения и т.д. Данная форма широко применяется во время приема посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: