double arrow

Рабочий лист


Рабочие листы можно добавлять, удалять, переименовывать, копировать, перемещать и скрывать. Команда Ячейки/Формат/Видимость позволяет скрыть или отобразить выделенный лист.

Добавление нового рабочего листа

Вставка нового листа осуществляется с помощью команды контекстного меню Вставить. В раскрывшемся диалоговом окне Вставка следует выбрать тип вставляемого листа. Контекстное меню вызывается на ярлычке того листа, перед которым необходимо вставить новый лист.

Добавить один лист можно с помощью команды Вставить/Вставить лист панели Ячейки вкладки Главная. Чтобы вставить несколько листов, выбирается необходимое количество листов, удерживая нажатой клавишу SHIFT, затем выполняется команда Вставить/Вставить лист.

Практическое задание

1. Добавьте новый лист между листами “Лист1” и “Лист2”.

2. Сохраните изменения.

Удаление листа

Удаление выбранного рабочего листа осуществляется командой контекстного меню - Удалить. Удалить лист можно и командой - Удалить/ Удалить листпанелиЯчейкивкладкиГлавная. Перед удалением Excel предупреждает, что восстановить удалённый лист невозможно.




Для переименования листа, например с именем Лист1, необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлычке листа, в контекстном меню выбрать пункт - Переименоватьи ввести новое имя поверх старого. В результате произойдёт переименование листа. Переименовать выбранный лист можно также командой Формат/Переименовать лист.

Практическое задание

1. Удалите лист, добавленный в предыдущем задании.

Перемещение, копирование листа

Для перемещения или копирования листа следует вызвать контекстное меню на ярлычке выбранного листа и выбрать команду контекстного меню Переместить/скопировать. В диалоговом окне Переместить или скопировать необходимо указать, в какую рабочую книгу перемещается выбранный лист и перед каким листом он должен располагаться. В случае копирования листа устанавливается флажок Создать копию. Копировать или перемещать выделенный лист можно с помощью команды Формат/ Переместить или скопировать лист. Операцию перемещения листа удобно производить мышью. Для этого указатель мыши устанавливается на ярлычке листа, нажимается левая клавиша мыши и ярлычок перетаскивается в нужное место.

Практическое задание

1. В рабочей книге создать два листа: лист “Таблица” и лист “Диаграмма”.

2. Лист “Таблица” переместить в начало книги.

3. На листе “Таблица” представить в виде таблицы результаты исследования уровня, структуры и динамики общей заболеваемости населения, используя возможности Excel по форматированию данных. Пример выполнения работы показан на рис. 3.7

4. Сохраните изменения.



  УРОВЕНЬ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ОБЩЕЙ
  ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.  
               
Классы болезней   2001 год 2000г
        чел. на 1000 % на 1000
Инфекционные болезни 61,1 6,10% 111,4
Болезни системы кровообращения 6,00%
Болезни органов дыхания 291,2 29,00% 508,5
Болезни органов пищеварения 4,30% 108,3
               
  Всего:  

Рис. 3.7. Образец выполнения практического задания

Лабораторная работа № 3

Выполнение вычислений в Excel

Главная особенность электронных таблиц состоит в использовании разнообразных формул для вычислений.

Текст формулы, которая вводится в ячейку таблицы, начинается со знака равенства (=), чтобы программа Excelмогла отличить формулу от текста. После знака равенства в ячейку записывается математическое выражение, содержащее аргументы, арифметические операции и функции.

В качества аргументов в формуле используются числа, текст, функции и адреса ячеек, которые могут быть расположены на другом рабочем листе или даже в таблице другого файла. Использование в формулах не просто значений исходных данных, а именно адреса ячеек, в которых эти данные содержатся, позволяет автоматически корректировать результат при изменении исходных данных.

Для обозначения арифметических операций могут использоваться

следующие символы: + (сложение); - (вычитание); * (умножение); / (деление).



В Excel действия выполняются слева направо с учётом приоритета операторов, начиная от знака равенства. Порядком вычисления можно управлять с помощью скобок, группируя действия, которые должны выполняться в первую очередь. Например, результатом формулы =5+2*3 будет число 11, поскольку Excel выполняет умножение до сложения. В данной формуле число 2 умножается на 3, а затем к результату добавляется число 5.

Если же с помощью скобок изменить синтаксис формулы =(5+2)*3, Excel сложит 5 и 2, а затем умножит результат на 3; результатом этих действий будет число 21.

Рассмотрим несколько примеров формул:

=3*2 умножение двух чисел

=A1+A2 сложение содержимого двух ячеек

=A2^(2/3) возведение содержимого ячейки в степень 2/3

При написании формул очень часто используют заготовленные в самой программе функции, в частности математические. Функции – это заранее созданные формулы, которые выполняют вычисления по заданным аргументами и в указанном порядке. Например, функция СУММ суммирует значения в диапазоне ячеек.

Ввод формул

Ввод формулы начинается со знака равенства (=). Предположим, что в ячейке А1 таблицы находится число 100, а в ячейке В1 - число 20. Чтобы разделить первое число на второе и результат поместить в ячейку С1, в ячейку С1 следует ввести соответствующую формулу =А1/В1 и нажать <Enter>. Чтобы найти сумму двух чисел, в ячейку D1 вводится следующая формула =A1+B1.

Ввод формул можно существенно упростить. После ввода знака равенства следует щелкнуть мышью по первой ячейке, затем набрать знак деления (знак суммы) и щелкнуть по второй ячейке.

Практическое задание

1. Выполните пример из раздела Ввод формул

2. Сохраните изменения.

Редактирование формул

Редактировать формулы можно в самой ячейке или в строке формул. В режиме редактирования в строке формул видна сама формула, а не результат ее вычисления. Курсор в режиме редактирования становится мигающим.

Для редактирования формулы необходимо выделить ячейку и нажать клавишу <F2> или дважды щелкнуть мышью. После этого формула редактируется непосредственно в ячейке или в строке формул.

Практическое задание

1. Измените в формуле =А1/В1 (в ячейке С1) знак деления на знак умножения.

Встроенные функции Excel

Встроенные функции Excel позволяют просто и быстро выполнять необходимые вычисления. Excel имеет более трехсот встроенных функций. В том случае, когда ни одна из встроенных функций не подходит для решения поставленной задачи, пользователь имеет возможность создать свою собственную (пользовательскую) функцию.

Для удобства использования функции сгруппированы по категориям: математические, статистические, логические, ссылки и массивы, дата и время, финансовые, текстовые.

Обращение к функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов. Ввод функции начинается со знака =. При задании аргументов нужно помнить следующие правила:

ü аргументы заключаются в круглые скобки;

ü аргументы отделяются друг от друга точкой с запятой;

ü число аргументов должно быть не более 30;

ü в качестве аргументов могут быть использованы ссылки, числа, текст, арифметические или логические выражения, имена диапазонов и функции.

Ввод ссылок на ячейку или диапазон ячеек осуществляется так же, как в формулах: непосредственно с клавиатуры или щелчком мыши на соответствующей ячейке. Если в качестве аргумента используется функция, то такая функция называется вложенной. В этом случае сначала выполняются функции "внутри" конструкции, а затем - внешние функции.

Примеры записи функций:

=СУММ(А1:А10)

=ПРОИЗВЕД(SIN(А2*ПИ()/2);2*COS(A3*ПИ()/4))

Ввод функций. Мастер функций

Функции можно вводить в ячейку вручную непосредственно с клавиатуры. При этом необходимо следить за синтаксисом функций и скобками. Частой ошибкой при ручном вводе функций является ввод недостаточного числа аргументов. В этом случае появляется сообщение "Введено аргументов: слишком мало". Сообщение #ИМЯ? выдается при наличии ошибки в имени функции, ошибка в аргументах вызывает сообщение #ЗНАЧ?.

Значительно удобнее использовать ввод функций с помощью команды Вставить функциювкладкиФормулы или кнопки на панели слева от строки формул. В этом случае функция формируется Мастером функций. Первое диалоговое окно (рис. 3.8), появляющееся вслед за вызовом Мастера функций, организовано по тематическому принципу. В списке Категория перечислены категории, в которые объединены функции. В списке Выберите функцию перечислены функции, относящиеся к выбранной категории. Под списком расположено описание синтаксиса выбранной функции и самой функции.

Рис. 3.8. Первое диалоговое окно Мастера функций

Второй шаг Мастера функций вызывает диалоговое окно (рис. 3.9), предназначенное для формирования аргументов. Аргументы вводятся в поля, слева от которых записано название аргумента, а справа - тип аргумента. Название обязательных аргументов записывается жирным шрифтом. Внизу диалогового окна приведена информация, поясняющая смысл аргумента и текущее значение вводимой функции.

На каждом шаге формирования функции можно получить справку, воспользовавшись кнопкой .

Кнопка в правой части полей ввода аргументов предназначается для свертывания диалогового окна и освобождения места для указания ссылок с помощью мыши. Заканчивается формирование функции нажатием кнопки ОК.

Рис. 3.9. Второй шаг Мастера функций

Полный перечень всех функций, которыми оперирует Excel, с полным описанием и примерами использования можно найти в его справочной системе.

Наиболее часто используемые функции приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Наиболее часто используемые функции Excel

Функция Действие Пример
СУММ(число1;число2...) Возвращает сумму аргументов (игнорирует аргументы, ссылающиеся на пустые ячейки, текстовые или логические значения). СУММ(2;3) Результат: 5
ПРОИЗВЕД(число1; число2...) Возвращает произведение аргументов. ПРОИЗВЕД(2;3) Результат: 6
КОРЕНЬ(число) Возвращает квадратный корень из числа (аргумент>=0). КОРЕНЬ(49) Результат: 7
СТЕПЕНЬ(число; показатель степени) Возводит число в заданную степень. СТЕПЕНЬ(2;3) Результат: 8
СРЗНАЧ(число1;число2;...) Вычисляет среднее значение аргументов. СРЗНАЧ(10;15) Результат: 12,5
МАКС(число1;число2;...) Возвращает максимальное значение из списка аргументов. МАКС(10;15) Результат: 15
МИН(число1;число2;...) Возвращает минимальное значение списка аргументов. МИН(10;15) Результат: 10
ПИ() Возвращает 3,14159286.  

Практическое задание

1. Создайте новый Лист в документе.

2. Создайте таблицу, аналогичную рис. 3.7.

3. Просуммируйте численные значения во втором, третьем и пятом столбцах таблицы. Для этого введите формулу суммы в соответствующие ячейки графы “Всего”.

4. Создайте и введите формулу для расчёта процентов в графе “%”.

5. Сохраните изменения.

Лабораторная работа № 4

Построение диаграммы и графика заданной функции

Для более наглядного представления табличных данных в программе Excel предусмотрена возможность построения графиков и диаграмм.

Диаграммы строятся с помощью Мастера диаграмм, который включает в себя большой набор типовых диаграмм. Диаграмму модно расположить рядом с таблицей или на отдельном рабочем листе.







Сейчас читают про: